Силуан Иеромонах (siluan_ierom) wrote,
Силуан Иеромонах
siluan_ierom

Доклады Рождественских чтений 2015 (архитектура). Часть 1.

Оригинал взят у daniil_skitalec в Доклады Рождественских чтений 2015 (архитектура). Часть 1.
Доклады вопсроизводятся на основе расшифровки аудиозаписей как есть, без какого-либо вмешательства в текст и смыслы. Для сохранения объективности в этих постах не будет делаться какая-либо оценка докладов.






Архиепископ Егорьевский Марк, председатель Финансово-Хозяйственного управления Русской Православной Церкви.



Уважаемое высокопреосвященство и священство, уважаемый Сергей Олегович, дорогие братья и сестры, мы собрались сегодня здесь опережая официальное открытие Рождественских чтений для того, чтобы обсудить тему церковной архитектуры. Сегодня утром в храме Христа Спасителя в одном из залов состоялась секция по теме храмостроительства. Мы не касались там специально архитектуры, и вот сегодня решили повстречаться и поговорить с вами. Иногда приходится, посещая стройки, слышать разные вещи: сколько денег нужно прежде всего на реализацию храма, сколько нужно кубов бетона, у кого можно заказывать окна, двери и прочие вещи. Но к сожалению не всегда слышишь слова, связанные с темой красоты - какой храм мы будем строить, красив ли он и будет ли он вписываться в ту реальность, которая храм окружает. Все это вопросы важные и я бы сказал принципиальные. В последнее время заметно развитие многих сторон церковной жизни и развитие разных направлений церковного искусства. Я вспоминаю, например, 17-е, 80-е даже годы и сравниваю с сегодняшним временем, могу сказать, что очень далеко продвинулась иконопись, замечательные иконостасы делают, столько много появилось художников, которые пишут иконы, которые занимаются стенописью. Мы видим сколько много появилось специалистов по мозаике, появились целе храмы украшенные мозаикой. Мы видим тоже какое-то развитие и в других направлениях, замечательная продукция ювелирного искусства, замечательные паникадила и прочее, которые создаются замечательными мастерами, которые здесь тоже присутствуют. Но в плане архитектуры, я бы сказал, у нас некоторое торможение, есть некоторые передовые архитектурные мастерские, архитекторы, которые пытаются заниматься неким поиском, но к сожалению усилия пока недостаточны. Скажу что еще, брошу даже некое обвинение архитекторам, в чем? Часто архитекторы являются эгоистами, в каком смысле? Ну вот спроектировал архитектор храм, а он не думает о том, каким будет внутреннее убранство, где будет располагаться иконостас, как будет оформлено храмовое пространство, где будут находиться росписи и т.д. И даже такие вопросы, например, как вопрос хора, где будет располагаться в храме хор? Все это вопросы не праздные, вопросы чрезвычайно важные. Должен быть все-таки некий синтез - храм и храмовый комплекс должен быть целиком мыслиться и задумываться не просто архитектором, или архитектор должен думать о том как сделать снаружи храм красивым, а потом художники получая этот проект уже приспосабливаются под архитектуру. Здесь недостаток синергии и сотрудничества, хотелось бы, чтобы два этих пласта, интерьер и экстерьер, делались вместе. И здесь, конечно, нам нужно работать активнее. Это одна из тем. Вторая тема - часто архитекторы, ориентируясь и думая о каких-то проектах, ориентируются всецело на древность, смотрят какие храмы были в 15 веке, в 14, или в 18-19 веке и работают в той же самой стилистике. С одной стороны, это правильно, почему? Потому что православный храм не мыслим вне православной нашей традиции и конечно мы видим, какие храмы строят за рубежом, здания которые, внешне вообще не похожи на храм, скорее можно подумать, что это ресторан, клуб, все что угодно, только не христианский храм, такие строятся храмы. Но с другой стороны мы живем в другой эпохе, мы живем в другом времени и мы не можем не учитывать этого времени. Мне кажется здесь должен быть разумный синтез между нашей древней традицией и вместе с тем тем временем, в котором мы живем. Есть разная, более менее удачные варианты для синтеза, но вот слишком часто мы видим, я бы сказал, рабское следование каким-то образцам. Вот это тоже, я считаю, ну в чем-то достоинство, здоровый консерватизм, но и вместе с тем некая болезнь нашей архитектурной мысли.


Еще одна тема, на которую я бы хотел обратить вам, вот мне поручено заниматься программой строительства новых храмов в городе Москва. Программа изначально ориентировалась на храмы типовые и быстровозводимые, но когда стали заниматься реализацией программы, оказалось, что на самом деле это храмы не типовые, и никакие не быстровозводимые. Потому что в плане реализации они оказались достаточно по времени возводимыми за длинный срок и достаточно дорогими, т.е. ни одно из этих слов типовой, быстровозводимый они не работают. Поэтому возникает вопрос, но если такая ситуация, почему мы должны штамповать одни и те же храмы. В некоторых случаях тогда проще делать индивидуальные проекты. И с другой стороны, храмы , которые пошли в тираж были отобраны достаточно поспешно, не все из них функциональны, не все из них красивы, не все из них доработаны. Есть много замечательный проектов, мы их видели внизу, которые можно использовать для повторного применения. Еще один недостаток некоторых храмов, которые сейчас  реализуются в нашем Моспроекте-3, это что храмы являются высокими красивыми, но не вполне практичными. Т.е. их обслуживание дорогостояще. Как батюшка однажды говорит, получив храм: «вот попробуй залезть на то окно, ведь до него еще нужно добраться, а если ремонт делать, а если белить, здесь уже нужны леса, нужны альпинисты, это совсем другие деньги», ну и отапливать, это тоже самое, когда проектируется храм это тоже большая проблема.




DSC_6906

Существуют еще проблемы технологические, вот один например храм МНИИТЭПа, предполагается, что там будет работать тепловая вентиляция, потому что стенки тонюсенькие, и как же храм этот отапливать? Предполагается проектом, что там будет тепловая вентиляция. Это предполагает, грубо говоря, что примерно 150 тыс руб нужно отдать ежемесячно за эту тепловую вентиляцию. Но слава Богу, в прошлом году у нас была «еврозима» и не пришлось использовать эту вентиляцию тепловую и не нести эти расходы помимо отопления. А если будет зима суровая? Это будут очень высокие расходы.

Потом вот, минувшей субботой, мы смотрели один храм, какая там история - бетонные стены, утеплитель и тонюсенький слой штукатурки - ткни пальцем и она проткнется. Вопрос технологический - это вопрос не праздный совершенно.

Еще одна тема, которую мне бы хотелось затронуть, это вопрос связанный с храмами легко возводимыми. Есть несколько проектов, которые было бы легко и быстро реализовать, но мне кажется, нужно связать архитектуру с инженерной мыслью, посмотреть как мы можем разрабатывать храмы красивые, строгие, связанные с нашей традицией и их можно было бы построить быстро и дешево. Потому что всякий раз, когда возникает вопрос храмов, называются суммы 200 млн 300 млн, иногда больше, мне кажется, нам нужно было бы иметь образцы, примеры храмов, легковозводимых которые можно было бы возводить буквально за несколько месяцев миллионнов за 20-30, мне кажется, эта задача посильная  и не стоит думать, что за эту сумму возможно построить только сарай или шалаш, нет. Мне кажется, это вполне посильная задача и сейчас то что является важным для нас.

Когда мы обсуждали тему Рождественских Чтений, то сказали о следующем: минувший год был поворотный, в каком смысле, мы не стали ждать времени денег, когда соберутся средства, когда построятся большие храмы. По благословению патриарха было сделано следующее, как только земля оформляется, так сразу строится небольшой временный храм на участке, появляется священник и община начинает работать. Вот за минувший год почти 70 таких храмов было построено. Почти 70, это больше, чем существовало церковных общин в Москве в советское время и, как правило, во главе этих общин были поставлены молодые активные священники, которые стали активно заниматься пастырской работой и это дерзновение, которые присуще молодости, оно явило собой очень хорошие плоды, здесь и воскресные школы и молодежные клубы и различные секции, православный университет и т.д. Столько всего было сделано нашей молодежью в этих храмах, которые называют временными, но иногда возникает вопрос, нужно ли строить что-то щитовое, ведь люди хотят иметь храм красивым и учитывая то, что вокруг в стране кризис, денег будет не хватать и эти тенденции будут нарастать, мне кажется, было бы хорошо подумать о том, чтобы мы могли строить легкие, красивые, функциональные лаконичные храмы. Знаете, это то, что нужно. Все-таки в нас заложено, в нашей исторической памяти стремление к красоте, более того, есть самый известный памятник, собрание текстов аскетических, которые часто у нас переводятся как «добротолюбие», на самом деле это «филокалия», «калос» - это красота, любовь к красоте. Слова подвижников о внутреннем преображении души называется «любовью к красоте». Тоже самое, если мы говорим об архитектуре, людям свойственно стремиться к красоте, любить красоту и даже тогда, когда говоришь с представителями управ, префектур и люди показывают, наши священники какие-то времянки, нередко слышишь от светских людей, городских властей возражение: «нет мы не хотим этого, мы хотим проект красивого храма». И радостно, что не являющиеся активными церковными участниками, стремятся, чтобы улиц, район, город украшались красивыми храмами.

Вот это те мысли, которые хотелось бы высказать вам братья и сестры, профессиональным архитекторам, для того, чтобы вы могли это использовать в вашей работе и чтобы мы с вами могли что-то предложить нашему городу, нашей стране, всему миру, потому что храм которые делают российские архитекторы, они присутствуют во всем мире и в последнее время мы построили храм в Мадриде, на Кубе, в Тайланде уже много храмов построено, по всему миру мы видим православные храмы. Слава Богу, что это востребовано, это нужно людям и это приносит радость и благословение.





Сергей Олегович Кузнецов. Главный архитектор Москвы.

Добрый день, во-первых я хочу выразить благодарность коллегам по цеху, архитекторам кто занимается проектированием храмов. Рад, что такое событие происходит и является помимо площадки для смотра проектов еще и площадкой для диалога профессионалов, которые, мне кажется, обязательно должен привести нас на новый уровень творчества, качества архитектуры храмов, который, нужно сказать, долгое время этот уровень архитектуры являлся проблемой. Я могу сказать со своей стороны, когда я стал главным архитектором, безусловно, одной из главных задач, которая являлась очень явной, это работа с культовыми сооружениями, с православными храмами в первую очередь, потому что, сегодня это самые массовые культовые сооружения, которые строятся в городе, и нельзя не обратить внимания, что исторически все, кто получал архитектурное образование могут подтвердить, что учась в ВУЗе, основным примером архитектуры в любой стране в любое время был храм. И на храмах учат архитектуру и храм является всегда знаком передовой архитектуры для любой эпохи и территории. И то, что мы живем в то время когда, к сожалению, когда архитектура православного храма утратила такие передовые позиции и не задает  тренд в архитектуре, это для нас для всех повод задуматься и найти пути для того, чтобы привлечь лучшие силы и лучшие идеи для работы в этом направлении. Безусловно, тут очень важно взаимное движение друг другу навстречу и церкви, которая инициирует и поддерживает и продвигается в строительстве храмов и профессионального круга, который должен участвовать тоже в этом процессе.

Мы знаем, что лучшие русские образцы русской архитектуры - это храмы, начиная с московских храмов, с кремлевских, это и Коломенская церковь Вознесения и Покрова в Филях, очень разные яркие храмы Петербурга совсем другой стилистики, послепетровской эпохи, иностранных архитекторов, Монферана Исакиевский собор, можно бесконечно приводить примеры. Большое количество профессионалов, которые на храмах сделали имя и репутацию и эти храмы стали памятниками, визитным карточками, открыточными видами для Москвы, Петербурга и других русских городов.

Если мы приблизимся в решении задач и сделаем современный храм такой же архитектурной иконой для наших городов и Москвы, города задающего тональность всей стране. Мне кажется, Москва является передовой площадкой для подобного рода экспериментов, такого рода задач. Это было бы замечательно.

Плюс могу присоединиться к словам про храмы быстровозводимые и недорогие и эффективными. Я всегда задавался вопросом, почему бы храм не строить из дерева - это и быстровозводиимо, и эффективно по цене. Россия - страна традиционно очень близка деревянной архитектуре и материала этого много, он экологичен и возобновляем. Считаю, что храмовая архитектура в дереве это еще одно большое направление в архитектуре, которое незаслуженно оказалось не на передовых, ни на каких позициях в какой-то момент. И об этом надо отдельно говорить, о технологиях, которые позволяют интересно делать действительно классную современную архитектуру высокого уровня дизайна и в то же время поспорить по стоимости… Я думаю, что вопросов здесь много, надо за них браться и решать.
Хотелось бы, чтобы этот диалог развивался, нарастал и давал свои плоды в виде готовых проектов, а последствии и готовых сооружений. Могу со своей стороны сказать, что с удовольствием буду в этой работе участвовать, и команд Москомархитектуры всегда была ориентирована на такого рода работу. Хочу выразить надежду и пожелания на взаимодействие, давайте работать, все что можно сделать со стороны нашей, органов власти и помочь информационно, организационно, все что входит в пределы нашей компетенции. Я надеюсь, что плоды совместной деятельности мы увидем уже в ближайшем будущем.

Спасибо большое за приглашение!




Георгий, митрополит Нижегородский и Арзамасский
Не все храмы восстановлены, не все еще построены, так что дорогие архитекторы, резчики, есть еще у вас хлеб, потрудиться на ниве Божией. Мне кажется, что одна из главных проблем, с которой мы сталкиваемся, это две вещи: во-первых, наше невежество - и духовенства и архитекторов, и это не чья-то вина, это наша общая беда. Время богоборчества наложило на нас определенный отпечаток на наши взаимоотношения. А второе, это очень низкий уровень управленческого дела в наших взаимоотношениях. Это называется сапожник без сапог. У нас есть хорошие архитекторы, есть специалисты, а почему они плохо строят?

И первое что в управленчестве будет в перспективе решаться, если мы хотим иметь достойные храмы, и с точки зрения архитектурной, облика, и с точки зрения функциональности, очень важно, чтобы у нас были великолепные проектные работы. Вот стены нарисовали, а как росписи делать, это все единый проект. За это за все должен отвечать архитектор. Он пускай будет и иконописцем, и по церковным ювелирным делам … Но как только у нас архитекторы перестанут быть или его отрывают от общего дела, тогда настоятель или игумен монастыря начинают сами руководить.

Вторая тема управленческая, с точки зрения архитектурно-строительной, это кто будет строить. Одна из проблем - отсутствие стабильной экономической ситуации и отсутствия финансов, начинают искать подешевле. Отсутствие типовых проектов, более менее серьезных, мы нарываемся на кого? Ну кто вчера кинотеатр проектировал, сегодня ресторан, теперь он храм проектирует. Тогда получается такое помещение публичного пребывания людей, которое не всегда напоминает храм, и от этого проблема. В эту сферу храмоздательства приходит очень много людей невежественных и случайных, а талантливые где-то рядом стоят. Вот создание даже вот этой Гильдии архитекторов, зодчих, это очень важная тема. Что должны заниматься храмами только те люди, которые только этим могут и заниматься и тогда мы поставим вопрос и функциональный: тему отопления, вентиляции, гардеробов, санузлов, каких-то второстепенных помещений. Они требуют действительно особого осмысления что такое храм. Чтобы была хорошая логистика.

Вторая тема, с чем сталкиваются архитекторы, когда заказчик, настоятель монастыря, начинает очень жестко диктовать архитектору какие-то условия. Ну мы же не архитекторы, мы должны доверять цеху этих мастеров. Очень важно, чтобы было взаимное движение друг другу на встречу, потому что я сталкивался - вот мне окна такие нравятся, а другие не нравятся, не подходит для стиля такое окно - нет не сделаю. И что делать мастеру? Может он поставить имя на свой проект? Или обратная сторона, что вот этот  модернизм, либо это гордыня, либо невежество, когда человек пытается сделать что-то такое, что до него никто не делал, не в этом дело, а будет ли это читаться в архитектуре, а соотносится ли это с храмом? Это очень важно.





DSC_6911





Дальше. Очень важно, чтобы архитектор сопровождал строительство храма, не то что, отдал пакет документов и как хочешь. Это очень важно. Мы пытаемся на всем экономить, а в конце концов получается намного дороже. Надо отбирать и строителей, и кто будет технадзор проводить, сопровождение строительства храма. И тогда мы выйдем на другой уровень. Вот на уровне этапа этого разрыва понимания я сталкиваюсь допустим и с архитектурными проблемами, когда люди применяют не очень качественные строительные материалы, когда на этапе уже построенного здания приходится принимать какие-то решения. Есть обратная стороны, что вступая в человеческие конфликты, архитектор дистанцируется от результата создания этого храма. Тоже глубочайшая ошибка. Поэтому нам еще придется создавать условия, историю взаимоотношений. Как нужно правильно это делать.

Я хочу сказать, что в нашей епархии мы действительно, я уже не работаю с очень многими мастерскими, специалистами. Я вот отобрал несколько архитекторов и с ними взаимодействую, в частности это «Мастерские Андрея Анисимова», я считаю, это один из серьезных образцов взаимодействия, который умеет и сохранить древность очень интересную и сделать современный подход в решении многих вопросов. Посколько они проектируют десятки и десятки храмов ежегодно, они не учатся проектировать. Это специалисты хорошего класса. И вот нам надо создавать условия, чтобы люди могли себя проявлять достойно, но ведь нужны эксперты, которые бы останавливали: «слушай, ну перебор». Чтобы не только заказчики в лице священника их критиковал, дискутировал, противопоставлял себя, а только экспертное время, куда можно было бы обратиться. Это касается и приепархиальной жизни и общецерковной.

И мне видится, что первый этап серьезного движения, это мы должны… Чтобы вы поняли уважаемые коллеги, друзья. Церковь настолько мы быстро развиваемся, такое строится количество храмов, что мы еле успеваем цепляться. И вот грань такая, если мы только делаем один эксклюзив, то мы никогда храмы не построим таких как надо и нужного количества. Есть другая крайность, мы с вами строим только ширпотреб, то придет время и мы скажем: «а что мы тут понастроили?». Очень важно встречное движение  ,конечно, в этом движении очень важна тема типовых храмов - красивых, достойных и те, кто их проектирует их бы и сопровождали. Не только в архитектурной форме, но и в технологической. Это потребует не такое большое количество ресурсов, с другой стороны это серьезно облегчит работу и заботу. И тогда можно было бы спросить: «а что вы предложили бетон и такую вентиляцию дорогую? Либо ты не получишь больше заказы от церкви. Все спасибо! Вам другое место.» И таких надо знать людей, «вы чего делаете? Учитесь проектировать и строить на храмах? Этого делать не надо.»

Поэтому для меня больше значит, может не в этой аудитории, но я озвучу. У нас очень мало специалистов в реставрации храмов. В регионах их почти нет. И уровень знаний специалистов на троечку, на двоечку и я вижу, что в университетах строительных их не готовят реставраторов. Вот я вам скажу, что мне нужно в епархию до 50-ти архитекторов-реставраторов одномоментно. Архитекторов, которые, может и не реставрировали, надзирали за памятниками, монастырями, большими храмами, этим же надо заниматься. Вовремя проводить реставрационные работы, вовремя проводить противоаварийные работы и другие. А их нет. Поэтому, это целая особая традиция не только строительства храмов, а их эксплуатация и сохранение. Вот мы построили храм, расписали его, через 3 года он закоптился, кому претензии предъявлять? Надо садиться и разбираться, почему. Если ошибка проекта, пускай за свой счет реставрируют фрески, если проблема строителей, надо строителей заставить. И вот таких очень немало факторов возникает. Поэтому я очень рад что в рамках чтений, я надеюсь, эти встречи будут регулярными, вот такого и круглого стола, где мы могли бы поднимать вопросы епархий… Журнал «Храмоздатель» - это еще одна площадка нового формата, где мы можем обсуждать проблемы с которыми мы сталкиваемся и которые появляются. Поэтому Нижегородская епархия проводит раз в два-три года особую конференцию по строительству православных храмов, мы обсуждаем не только внешний облик, но и технологии, методов реставрации, сохранения храмов, решения проблема.

Я хочу пожелать всем собравшимся помощи Божией, и чтобы на примере города Москвы мы могли черпать усилия к тому, чтобы храмы Русской Православной Церкви были на достойном уровне. Спасибо всем за внимание!











Tags: #архитектура, #реставрация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments