Силуан Иеромонах (siluan_ierom) wrote,
Силуан Иеромонах
siluan_ierom

Церковь Святой Софии в Монемвасии, Греция

Оригинал взят у uchitelj в Церковь Святой Софии в Монемвасии, Греция
Церковь Святой Софии в Монемвасии (Греция) относится к самому яркому типу греческих византийских храмов -  типу храмов с куполом на тромпах, выдающимися образцами которого являются церкви монастырей Дафни и Осиас Лукас.

Внушительная византийская церковь Панагия Одигитрия  (Святой Софией она была названа после революции 1821 года) живописно возвышается  на краю скалы верхнего города Монемвасии. Традиция связывает церковь с императором Андроником Палеологом, однако источники указывают на то, что храм, посвященный Деве Одигитрии, намного старше и восходит к середине XII в.
В первый венецианский период (1463-1540) здание служило
католической церковью, названной Мадонна дель Кастелло, или Nostra Donna в Кастелло. В оттоманский период (1540-1690) церковь была превращена в мечеть, к ней был добавлен михраб, остатки которого сохранились на южной стене. Во втором венецианском периоде (1690-1715) здесь был католический монастырь посвященный Мадонне дель Кармине. В этот период был добавлен экзонартекс. В период Второго османского владычества (1715-1821) церковь снова стала мечетью и вернулась к христианскому богослужению только после освобождения города, когда и была посвящена Премудрости Божией. Даты 1827 и 1845 на западной стороне, очевидно, соответствует ремонтным работам в храме.

Архитектура храма относится к типу, соединяющему крестообразный план с октогональным подкупольным пространством, как в церквях Дафни, Святого Луки, Святого Теодора в Мистре и некоторых других храмах XII в. Обширный купол на невысоком барабане охватывает весь наос. Купол основан на восьмиграннике и опирается на 8 устоев.Переходом от опорных столбов к куполу служат тромпы. Основные качества интерьера - объединенность внутреннего пространства и его сильно выраженная центричность.

Стены церкви выложены перегородчатой кладкой - тонкие слои плинфы окантовывают прямоугольные каменные блоки. На фасаде и в интерьере сохраняются остатки богатого скульптурного декора, но многое, к сожалению, утрачено. Некоторые фрагменты теперь хранятся в Археологическом музее Монемвасии. Настенные росписи церкви, сохранившиеся во фрагментарном состоянии, высокого качество и восходят к XII - началу XIII в.


Южный фасад церкви.



На южном фасаде видны остатки галереи (см. план), пристроенной в османский период.




Поскольку южный фасад был хорошо освещен, ему посвящено большинство фотографий. :-)

















Восточный фасад - единственный, сохранивший свой первоначальный облик.
К сожалению снять целиком его можно только с моря - церковь стоит на самом краю скалы.













Северный фасад тоже частично закрыт более поздними пристройками.







Экзонартекс на западном фасаде пристроен в венецианский период.





Далее несколько фрагментов.









Скульптурный декор окон.










Здесь, похоже, были кресты, затертые мусульманами.










Редкий пример человеческой фигуры в византийском скульптурном декоре.






Маленькое окошко из сполий.





Продолжение следует.

Текст - автоматический перевод с греческого статьи по ссылке. Возможны ошибки и неточности.
http://antonisparas.blogspot.ru/2015/09/h.html

Tags: #Греция, #храмы Греции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments