Силуан Иеромонах (siluan_ierom) wrote,
Силуан Иеромонах
siluan_ierom

Андреевский монастырь «у Воробьевых круч, в Пленницах» или Де́тище Федора Ртищева

Оригинал взят у vladimirdar в Андреевский монастырь «у Воробьевых круч, в Пленницах» или Де́тище Федора Ртищева
Андреевский монастырь
Всего 44 фото

Андреевский монастырь всегда вызывает живой интерес, хотя бы из-за своего уникального расположения у Воробьёвых гор и непреодолимого визуального притяжения. Сейчас, когда существует третье транспортное кольцо, взгляд водителя, проезжающего мост через Москву-реку от Лужников в сторону Ленинского проспекта, всегда непроизвольно останавливается на мгновенье на стройных куполах и колокольне у предгорья Воробъевых гор, что неожиданно превращают жесткий московский индустриальный городской пейзаж во что-то светлое, легкое, безмятежное и, одновременно, задумчивое. Что-то происходит в этот момент в человеческой душе. Хочется остановиться, все бросить, погрузиться в тишину и получить  от своей внутренней мудрости отклик, а туда ли ты стремишься, туда ли направляешься на своем Пути…!?)

В общем, Андреевский монастырь всегда требовал от меня рассказать о нем, как о неотъемлемой части сегодняшней и исторической Москвы. Одно время, я, несколько раз там побывал, снимая то внутренние пространства монастыря, то делая общие кадры со стороны Лужнецкой набережной, Андреевского моста и с обзорной площадки у Академии наук, да, и, однажды, как-то по делам) Материал был, но все, как-то руки, не доходили превратить его в нечто цельное. Начав в новом 2016–м году писать о ряде монастырей и церквей Москвы, я, пожалуй, продолжу это действо в этом интереснейшем направлении москвоведения. История монастыря очень интересна, тесно связана со становлением Москвы, как российской столицы, так и в качестве Третьего Рима.

Всегда, когда начинаешь поглубже узнавать о своем родном городе – перед тобой возникает и разворачивается целый пласт российской истории и затейливый веер человеческих судеб. Так и здесь – монастырь рассказывал о себе - свою историю, историю победы человеческого духа на мирскими страданиями и строптивой гордыней, как это часто и бывает с простым человеком с планеты Земля…)

Андреевский монастырь известен очень давно. Предание относит возникновение этой мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVI века. До конца XVI века эта обитель называлась Преображенской пустынью. Сохранилось несколько названий этого места: «в горах», «Андреевские яры», «у Воробьёвых круч», однако  "Пленницы"  - наиболее распространенное. Точное происхождение названия места «Пленницы» неизвестно. По одной из версий, оно объясняется тем, что излучина Москвы-реки напротив Лужников была удобным местом для связки сплавляемых вниз по реке брёвен в плоты-«поленницы». Возможно, также, происхождение этого названия от слова «пленницы» - то есть «нахождение в плену»…, но с каким событием это могло быть связано доподлинно, уж точно, не станет известно.
02.
Андреевская набережная

В лето 1591 году произошло чудесное избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея. Тогда воины хана расположились станом в селе Воробьёве, русский же лагерь был разбит на месте современного Донского монастыря. В лагере находилась Донская икона Божией Матери. Крымское войско потерпело поражение в битве под стенами Москвы, и обратилось в бегство, потеряв в итоге до двух третей от своей изначальной численности. Этот поход был последним, в котором войска Крымского ханства сумели подойти к Москве. 19 августа войска хана «бежали». Поскольку в этот день празднуется память мученика Андрея Стратилата, храм в его имя было решено поставить ситуационно примерно между русским и татарским лагерями. Тогда же было установлено и празднование Донской иконе Божией Матери. В честь этого события на территории монастыря выстроили вначале деревянный, а в 1675 году каменный надвратный храм, а монастырь позже стали называть Андреевским. Эта обитель, наряду с Новодевичьим, Донским и Свято-Даниловым монастырями-сторожами составлял Южное защитное кольцо Москвы.
03.
Андреевский монастырь

Это общая информация, однако, по большому счету, Андреевский монастырь в Пленницах в Москве, основан «ближним человеком» царя Алексея Михайловича, просветителем Древней Руси, Ф.М. Ртищевым. Ртищевы вели, согласно старинным родословцам, свой род от выехавшего из Золотой Орды к великому Московскому князю Дмитрию Ивановичу Донскому в 1389 году Ослана-Челиби-Мурзы. Сын выходца, в крещении Лев Прокопиевич, носил прозвище Широкий Рот, давшее основание всей фамилии. Михаил Алексеевич Ртищев был воеводой при царе Алексее Михайловиче, пожалован в постельничие и окольничие, управлял Приказом Новой чети. Из двух его сыновей Федор Михайлович Большой, в свою очередь, получил чин окольничего, но царской службе предпочел монашескую.
04.
Ртищев Федор Михайлович

В двух верстах от Москвы Федор основал скит. Слух об отшельнике быстро распространился по столице, дошел и до царя, и Алексей Михайлович захотел приблизить отшельника к себе, дав ему, как и его отцу, сан постельничего...
05.
Андреевская набережная

«Почти всё время царствования Алексея Михайловича Федор неотлучно находился при нём, служа по дворцовому ведомству… Из всего нравственного запаса, почерпнутого древней Русью из христианства, Ртищев воспитал в себе наиболее трудную и наиболее сродную древнерусскому человеку доблесть – смиренномудрие. Царь Алексей, выросший вместе со Ртищевым,, разумеется не мог не привязаться к такому человеку. Своим влиянием царского любимца Ртищев пользовался, чтобы быть миротворцем при дворе…», писал В.О. Ключевский в своем Курсе русской истории.

В 1640 г. митрополит Киевский святитель Петр (Могила) обратился к царю Михаилу Феодоровичу с просьбой поселить в Москве ученых монахов из киевского Братского в честь Богоявления Господня монастыря для обучения «детей боярских и простого чину грамоте греческой и словянской» (АЮЗР)...
06.
Андреевская набережная

Ртищев с воодушевлением взялся за осуществление проекта, разработанного им вместе с ученым греком архимандритом Венедиктом, находившимся в Москве с марта 1646 по май 1647 г. Поддержку Ртищеву оказали царь Алексей Михайлович, духовник царя протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев, боярин Б. И. Морозов, архимандрит Новоспасского московского монастыря (будущий Патриарх) Никон.

Пользуясь поддержкой царя и патриарха Иосифа, Ртищев на месте своего первоначального поселения основал «учительный» монастырь – уже Спасопреображенский, а в нем - училище, где «обучали языкам славянскому и греческому, наукам словесным до риторики и философии». В качестве учителей за счет Ртищева были вызваны киевские монахи. В монастыре Ртищев основал библиотеку и школу для подростков разных сословий.
07.
Андреевский монастырь

В 1648-1654 гг. под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности построена Воскресенская церковь (1648). Строительные работы финансировались из царской казны.

Монастырь был ружным, то есть состоял на хлебном денежном окладе государственной казны. До 70-х гг. XVII века к Андреевскому монастырю были приписаны Донской иконы Божией Матери монастырь в Москве, Марчуковская (Марчуговская) Зосимо-Савватиевская пустынь и другие; в 1682 г. сам Андреевский монастырь был приписан к Заиконоспасскому московскому монастырю в Китай-городе, возможно, потому, что в Заиконоспасском монастыре готовилась к открытию Славяно-греко-латинская академия.
08.
Андреевский монастырь

В 1675 году в монастыре строится надвратная церковь Андрея Стратилата (перестроена в 1805 г.) с приделом великомученика Феодора Стратилата (существовала до начала XIX в.), фасады церкви украшают изразцы работы белорусских мастеров. А в течение 1689–1703 годов - церковь Воскресения – обе дошли до наших дней.
09.
Церковь святого Андрея Стратилата. Андреевский монастырь.

В 1685 году училище перевели в Москву, в Заиконоспасский монастырь, где оно послужило началом Славяно-греко-латинской академии. Учителей Ртищев поощрял к переводам с греческого на славянский, а Епифания Славинецкого, входившего в их число, к составлению славяно-греческого словаря. Тот же Епифаний сочинил и вирши, в которых впервые назвал монастырь Андреевским: «Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола, обитель сия бысть созданна». Оно впоследствии и закрепилось в истории.
10.
Церковь святого апостола Иоанна Богослова. Андреевский монастырь.

Деятельная натура Ртищева не позволила ему ограничиться одним просветительством. Еще в 1650 году он основал под Москвой на своих землях гостиницу для бедных. Когда в Вологде разразился голод, не располагая иными средствами, он поступился своими дорогими одеждами и сосудами, чтобы помогать пострадавшим. Под Арзамасом с той же целью уступил местным жителям безвозмездно свои лесные дачи. Во время войны с поляками и литовцами особенно заботился о раненых, не делая различия между русскими и иноземными воинами.
11.
Андреевский монастырь

Активностью Ртищев нажил себе множество врагов, в том числе в среде церковников, поскольку он указывал на неправильности в церковной службе и уставе, а самому Никону советовал не вмешиваться в государственные дела.

Попытка убийства Ртищева первый раз привела к еще большему его сближению с Алексеем Михайловичем. Царь благодаря заступничеству боярина Морозова делает Федора Михайловича заведующим своей соколиной охотой. По свидетельству современников, именно Ртищев становится автором устава соколиной охоты. Вторичное покушение на жизнь Ртищева заставляет последнего искать спасения в царских покоях, после чего Алексей Михайлович доверяет своему любимцу стать воспитателем своего рано умершего «объявленного» наследника, царевича Алексея Алексеевича.

Перед кончиной Ртищев завещал отпустить всех своих слуг на волю и не притеснять крестьян. Между тем Спасопреображенский монастырь продолжал процветать и обустраиваться. Вскоре после смерти  Фёдора Михайловича Ртищева было составлено «Житие милостивого мужа Фёдора, званием Ртищева». Это явление чрезвычайно редкое для мирянина Московской Руси, поскольку в те времена составлялись, главным образом, жизнеописания святых и духовных лиц.
12.
Андреевский монастырь

Наверное лучше Ключевского не скажешь о деятельности Ртищева для благо России. «Этот человек - одно из лучших воспоминаний, завещанных нам древнерусской стариной… Ртищев принадлежал к числу тех редких и немного странных людей, у которых совсем нет самолюбия... Наперекор природным инстинктам и исходным людским привычкам, в заповеди Христовой любить ближнего своего, как самого себя, он считал себя способным исполнять только первую часть: он и самого себя любил только для ближнего, считая себя самым последним из своих ближних, о котором не грешно подумать разве только тогда, когда уже не о ком больше думать - совершенно евангельский человек, правая щека которого сама собою без хвастовства и расчета подставлялась ударившему по левой, как будто это было требованием физического закона или светского приличия, а не подвигом смирения». В.О. Ключевский
13.
Андреевский монастырь

В 1689 г. на месте прежней Воскресенской церкви была построена новая (освящена в 1703 г.). В подклете, в склепе, по преданию, погребен Ртищев - в приделе великомученика Феодора Стратилата. К северу от Воскресенского храма располагалась церковь Покрова (построена в 1701 г.), впоследствии разобранная, на ее месте был сооружен корпус богаделен. Колокольня монастыря возведена на средства гр. С.Б. Шереметева в 1748 г.; первоначально храм в нижнем ярусе колокольни был освящен в честь архангела Михаила, после перестройки колокольни в 1848 г. святитель Филарет (Дроздов) освятил его в честь апостола Иоанна Богослова.
14.
Надвратная церковь Андрея Стратилата - Андреевский монастырь

При Петре I принимается решение превратить Спасопреображенский монастырь в некое подобие будущего Воспитательного дома – «заведение для подкидышей и беспризорных детей». Но такой статус сохраняется в монастыре лишь в течение 1724–1731 годов. Монастырь был упразднен в 1724 г., его храмы стали приходскими, в его постройках были учреждены школа для детей-подкидышей и тюрьма. В 1730 г. монастырь был возобновлен, школа и тюрьма ликвидированы.

В 1764 году монастырь упраздняется вообще и в нем основывается богадельня и место для содержания умалишенных. Окончательно обитель была обращена в приход в 1764 г. Во время эпидемии 1771 г. на территории Андреевского монастыря было устроено кладбище для родовитых горожан и насельников московских монастырей. В 1775 г. в обители разместился работный дом для «ленивиц» женского пола. В 1803 г. по просьбе Московского купеческого общества монастырь был передан под устроение богадельни для лиц обоего пола, строительство которой началось в 1805 г. (архитектор Ф. К. Соколов), последний корпус построен в 1878 г. (архитектор А. С. Каминский). Число призреваемых со 150 человек в 1805 г. увеличилось до 956 в 1906 г. В храмах обители служил причт из белого духовенства, окормлявший не только призреваемых в богадельне, но и жителей ближайших московских слобод - Андреевской и Живодёрной.
15.
Церковь святого апостола Иоанна Богослова. Андреевский монастырь.

В 1918 г. богадельня прекратила существование, в зданиях Андреевского монастыря разместились дома-коммуны 1-й московской фабрики Гознак. В 1923 г. храм мученика Андрея Стратилата передали рабочим Гознака под школу (не была открыта), в 1925 г. в Воскресенской церкви устроили клуб. В храме апостола Иоанна Богослова богослужения совершались до конца 30-х гг. Некрополь обители, сложившийся в XVIII-XIX вв. (на территории Андреевского монастыря погребены Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы и др.), в основном уничтожен в 20-х - 40-х гг. XX в.

В 1964 г. здания Андреевского монастыря поступили в распоряжение Комитета стандартов, мер и измерительных приборов СССР, в них разместилась Московская государственная контрольная лаборатория по измерительной технике, преобразованная впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта. С 1967 г. в Андреевском монастыре велись реставрационные работы (автор проекта - архитектор Г. К. Игнатьев).
16.
Андреевский монастырь

В 1991 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II в обители было учреждено Патриаршее подворье с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата., в следующем году освящена Воскресенская церковь, в которой возобновились богослужения.

В 1996 г. комплекс бывшего Андреевского монастыря передан РПЦ для размещения Синодальной библиотеки Московской Патриархии. С 1998 г. действует общеобразовательная «Школа при Андреевском монастыре».
Позднее решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре было преобразовано в Андреевский ставропигиальный (то есть, независимый от местной епархиальной власти и подчинённый непосредственно патриарху или синоду) мужской монастырь г. Москвы. В монастыре находятся Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви и синодальная библиотека Московской Патриархии.

Вот, пожалуй, и вся история. Сейчас мы приступим к исследуем внутренних пространств Андреевской обители.

Это вид на Воробьевы горы от Андреевского моста со стороны Андреевского монастыря.
17.
Андреевская набережная

А это собственно, сам Андреевский мост. Это вид с Пушкинской набережной, или, если проще, со стороны Парка Культуры. Андреевский монастырь сразу за мостом, слева.
18.
Пушкинская набережная

До монастыря можно добираться прогуливаясь как от Парка культуры, так и от Воробъевых гор или сразу - от станции метро Ленинский проспект.

Это вид корпусов монастыря со стороны Андреевской набережной.
19.
Андреевский монастырь

А это уже со стороны Андреевского моста.
20.
Андреевский монастырь

Прямо напротив восточных врат находится элитный жилой комплекс "Green Hills", сданный в 2004 году. Комплекс построен в лужковские времена и, насколько я помню, одно время был даже скандал, из-за того, что разрешение на его строительство было полученов этой охранной зоне. Также есть смутная информация, что на этом месте было когда-то холерное городское кладбище. Мало того, почти весь комплекс страдает от вибрации и гула третьего транстортного кольца, и Андреевского моста в частности. Так, что элитный он условно)
21.
ЖК

Однако, вернемся к нашему исследованию. Это - восточные врата монастыря.
22.
Андреевский монастырь

Как вы видите - было две арки, но одна из них сейчас заложена. Проходим на территорию монастыря через его врата.
23.
Андреевский монастырь
24.
Андреевский монастырь

Это церковь свтого апостола Иоанна Богослова с высокой колокольней.
25.
Церковь святого апостола Иоанна Богослова. Андреевский монастырь.

На лицевовой стороне фасада церкви, в нише - икона "Троица".
26.

27.
Троица

Немного оглядимся вокруг для начала. Внутренний двор Андреевского монастыря оказался совсем не большим, чем кажется со стороны. Это говорит о том, что полезных площадей в монастыре очень много.
28.
Андреевский монастырь

Церковь Андрея Стратилата. Одноимённый приходский храм в этой местности известен с 1625 года, то есть до основания монастыря. Нынешняя одноглавая каменная церковь над восточными воротами обители построена в 1675 году. Выделяется изразцовым декором барабана и стен под закомарами. Закрыта в 1923 году. Ныне принадлежит РПЦ, похоже, еще ремонтируется.
29.
Надвратная церковь святого Андрея Стратилата

Кирпичная трёхъярусная колокольня стиля барокко находится в центральной части монастырского двора. Выстроена на средства С.П. Шереметева в 1748 году. В нижнем ярусе помещался Михаило-Архангельский храм.
30.

31.


В 1848 году храм отремонтирован на средства купца Сеткина и получил нынешнее наименование "Церковь святого апостола Иоанна Богослова". Храм закрыт в 1940. В настоящее время принадлежит Патриархии, но пока не действует, а используется только как звонница.
32.


Давайте, рассмотрим эту церковь Иоанна Богослова внимательно.
33.

34.

35.
Андреевский монастырь
36.
Андреевский монастырь

Вот как здесь все было в середине прошлого века...
37.
Андреевский монастырь

Совсем рядом, за церковью Иоанна Богослова  - третья существующая церковь обители - Собор Воскресения Словущего.
38.
Собор Воскресения Словущего. Андреевский монастырь.

Это тёплый храм, построенный в 1689-1703 гг. Бесстолпный четверик, перекрыт сомкнутым сводом и увенчан декоративной главкой, с трёх сторон охвачен галереей, с крупной апсидой. Храм закрыт в середине 1920-х гг.
Регулярные службы возобновлены в 1992 году.
39.
Собор Воскресения Словущего. Андреевский монастырь.
40.
Собор Воскресения Словущего. Андреевский монастырь.
41.
Собор Воскресения Словущего. Андреевский монастырь.

По преданию, в подклете именно этого собора, находится могила основателя монастыря Ф.М. Ртищева.
42.
Собор Воскресения Словущего. Андреевский монастырь.
43.
Собор Воскресения Словущего. Андреевский монастырь.


На этом мой рассказ об Андреевском монастыре практически закончен. Сказать, что-либо о возвышенных ощущениях на территроии монастыря не могу. Энергетика здесь какая-то "рваная" и не очень комфортная. Возможно из-за того, что монастырь очень долгое время являлся крупнейшей богадельней и, даже, какое-то время психушкой и тюрьмой. Кроме того, по некоторым сведениям, значительное количество помещений сейчас сдается в аренду и не используется по назначению. Как раз, не тот самый случай, когда обитель является образцовой с точки зрения целевого использования. Я сам, помню, в 2007 году приезжал сюда на деловые переговоры и отнюдь не на богословские темы. Так, что пожелаем Андреевскому монастырю стать во всех смыслах обителью света, духа, чистой учености и смирения.
44.
Андреевский монастырь

Источники:

В.О.Ключевский. Курс русской истории. Сочинения в девяти томах. Т.III.М., 1988.С.110-113.
Молева Нина «Тайны московских монастырей»
Сайт vidania.ru
Википедия


© Vladimir d’Ar

крымское войско потерпело поражение в битве под стенами Москвы, и обратилось в бегство, потеряв в итоге до двух третей от своей изначальной численности. Этот поход был последним, в котором войска Крымского ханства сумели подойти к Москве.
Tags: #монастыри, #монастыри Москвы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments