Силуан Иеромонах (siluan_ierom) wrote,
Силуан Иеромонах
siluan_ierom

Храм Казанской иконы Божьей Матери рядом с д.Горки Краснохолмского района Тверской области

Оригинал взят у pavleg в Забытые храмы Краснохолмского района (Часть I или Отче наш у истока Могочи)
Предлагаю совершить путешествие на южную окраину Краснохолмского района, где в поле между деревнями Горка и Грудино берет свое начало речка Могоча и где находится памятник архитектуры местного значения "Казанская церковь с росписью и иконостасом".


Село Могочской волости Бежецкого уезда Русское-Кошево расположено от Твери в 149-ти, от Бежецка в 24-х верстах. Названием своим волость обязана реке Могоча, что, начинаясь чуть юго-восточнее села, протекает по Краснохолмскому, Молоковскому и Бежецкому районам и, сливаясь с Мелечей в реку Осень, впадает в Мологу напротив небезызвестных Еськов.
Название села происходит от древнерусского "кош" - лагерь, стоянка, поскольку в XIII-XIV веках в этих местах располагался стан русских воинов. Дополнение "русское" возникло из-за того, что неподалеку располагался лагерь татаро-монгол.

Ныне об исчезнувшем селе напоминает лишь одиноко возвышающася над округой колокольня, да заросшее кладбище к югу от храма, выглядящие из космоса следующим образом (храм по центру справа от дороги):

А с земли вот так:

Каменная Казанская церковь выстроена в 1800 году. Имела три престола: холодный Казанской Божией Матери; теплые: южный - Алексия Митрополита Московского, северный - Святителя Николая.
Прихожан по состоянию на 1914 год в деревнях: Горка, Грудино, Прокино, Каменное, Старое Гвоздино, Рудихово, Василево, Починки - 1159 мужчин, 1319 женщин.

Симметричный относительно продольной оси храм представляет собой барочный неравносторонний восьмерик с узкими диагональными гранями на приземистом двусветном четверике, к которому с востока примыкает граненая апсида. Купол восьмерика венчала главка, поставленная на глухой восьмигранный барабан. Любопытен декор основного объема и алтарной аспиды, выполненный с использованием классицистских элементов, как то лопатки, филенки, рустовка и фронтоны.
С запада к основному объему храма примыкают более поздние (вторая половина XIX века) обширная трапезная со скругленными углами и высокая четырехъярусная колокольня, выполненные в псевдоклассицистских формах. Боковые фасады трапезной расчленены пилястрами на три прясла, среднее из которых завершено фронтоном.

Нижний четверик колокольни, прорезанный по сторонам арочными проемами и круглыми окнами второго света, оформлен по углам спаренными пилястрами и завершен аттиком с треугольными фронтонами. Три верхних яруса колокольни по аналогии с основным объемом представляют собой неравносторонние восьмерики с глухими диагональными гранями, прорезанные по сторонам света высокими арочными проемами. Украшают фасады двухпилястровые портики, завершенные на втором и третьем ярусах фронтонами. Четвертый ярус фронтонов не имеет и венчается массивным граненным луковичным куполом в русско-византийском стиле.

Однако привлекателен храм далеко не внешним видом, поэтому поспешим ознакомиться с его интерьерами.
Начнем с трапезной, состояние которой весьма плачевно - своды левого придела обрушены.

Своды правого придела пока целы, однако, глядя на угрожающие трещины, задумываешься - а надолго ли?

"Маловерие Петра"

Осмотрев остатки поздней академической живописи на сводах, покидаем трапезную и следуем в основной объем храма, под уцелевшей кровлей которого практически полностью сохранилась роспись, предположительно - последней трети XIX века.

Однако, примечательна роспись, в первую очередь, столько не самими сюжетными композициями, кстати, довольно посредственного качества, сколько богатым архитектурно-живописным гризайлевым декором охристых тонов.
Наиболее роскошно оформлена западная стена, арочный проем которой выделен рисованным ризалитом: на переднем плане изображены две ниши-экседры со скульптурами святых в полный рост, а над аркой - "Нагорная проповедь" в богатой орнаментальной раме.

И крупнее:

По бокам от ризалита изображены композиции: неустановленный (буду рад подсказке) сюжет слева и "Благословление детей" справа.

Четверик отделен от восьмерика проходящим ниже уровня тромпов живописным антаблементом.
На боковых стенах изображены сюжеты на тему уже знакомых нам заповедей блаженства с подписями на церковнославянском:
На северной в простенках окон первого света "Блаженны есте" и "Блаженны миротворцы"...

...а под окнами восьмерика слева направо "Блаженны милостивии", "кротцыи" и "нищие духом".

На южной под окнами восьмерика слева направо "Блаженны плачущии", " алчущии и жаждущии правды" и "чистии сердцем"...

...а в простенках окон первого света "Блаженны изгнани правды ради" и сюжет на тему Евангелия от Матфея 5:24 "оставь свои дары перед алтарём, пойди и примирись"

Восьмерик расписан сюжетами, иллюстрирующими основную христианскую молитву "Отче наш", с изображением адресата в центре трехчастной композиции на западной стороне. В верхней части диагональных граней восьмерика изображены евагелисты, из которых наилучшую сохранность имеют Марк (юго-западная грань) и Матфей (юго-восточная грань), хуже сохранился Лука (северо-западная грань) и практически утрачен Иоанн (северо-восточная грань).
Стыкуя молитву с изображениями, крутим головой: "Отче наш, сущий на небесах! (предположительно над изображением Бога отца) да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое;

да будет воля Твоя и на земле, как на небе (северная сторона между окнами); хлеб наш насущный дай нам на сей день (южная сторона между окнами); и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение,

но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь."

Закончив знакомство с росписью основного объема, обратим внимание на неплохой сохранности раму четырехярусного иконостаса - нет лишь нижнего яруса.

Заглянем в алтарь - на восточной стене изображен "Спас на престоле".

На боковых стенах: Алексий Митрополит Московский (слева) и Иоанн Златоуст (справа)

Ну вот, вроде бы и все: наше знакомство с данным культовым сооружением подходит к завершению.

P.S. В описательной части использованы материалы:
1. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901 г.;
2. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914 г.;

Благодарю за внимание!
Tags: #храмы Бежецкой Епархии, #храмы Краснохолмского района
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments