Силуан Иеромонах (siluan_ierom) wrote,
Силуан Иеромонах
siluan_ierom

Гостья и будущее. Как меняется восприятие детских произведений


Гостья и будущее. Как меняется восприятие детских произведений


Моя бабушка всю жизнь преподавала русский и литературу, причем преподавала вдохновенно и хорошо. У нее была большая библиотека, репетиторствовала до самой глубокой старости. Она была настоящий профессионал. Очень любила, например, Гоголя. А вот «Мастера и Маргариту» читать не могла – ей не нравилось, она не понимала. На этом примере я впервые поняла, что меняется не только время, но и восприятие.



На наших глазах эта смена произошла очень быстро – сужу сейчас по детским книгам и фильмам. Детские произведения особенно показательны, так они – как кажется – не слишком зависят от конъюнктуры, они вроде бы вневременны… Не тут-то было!

Что вообще такое «детское литература»? В вузе как-то резко стало понятно, что нынешняя «детская классика» – это вообще-то литература, написанная когда-то для взрослых: Гулливер и Робинзон Крузо, Айвенго и мушкетеры, Джен Эйр, – не говоря уже об «Одиссее».  Дмитрий Быков что-то такое в своих лекциях говорил о «детской Господа Бога» – все хорошие книги в нее попадают.

Но даже на уровне различий между детством позднесоветским и современным произошли капитальные переломы, которые все-таки нужно объяснять, кмк, не «глупостью» и «необразованностью» современных детей, а изменившейся оптикой восприятия. И дело не только в клиповом мышлении и в визуальной культуре.

Например, я в детстве обожала «Детей капитана Гранта», «Графа Монте-Кристо» и книгу об Электронике. Их читать ребенку сегодня очень сложно. И дело даже не в темах и лексике, а в ритмах. Их и мне сегодня сложно читать – столько рассуждений, неторопливых отходов в сторону.
При этом тот же Волков, Носов, Драгунский или чудесная серия Пауля Маара о Субастике – «заходят» отлично.

Значит, дело все-таки не во времени, а в «продукте»?

То же и с фильмами той поры. Сознаюсь сразу, у меня в детстве было мало телека, он все время ломался, и некоторые киношки советского периода я только сейчас пытаюсь «нагнать». Получается не всегда.

Например, мы с ребенком с большим усилием высмотрели первые две серии «Гостьи из будущего». Да, потом пошло получше… Но ведь в первой серии там просто ничего не происходит! Позднесоветский кинематограф просто любуется своими (небогатыми) возможностями. Потом-то становится поинтереснее, но до третьей серии еще же дожить надо. (И «Лиловый шар» тоже посмотрели – по сюжету более цельно, но по антуражу бедненько, конечно).

Пытались одолеть киношку «Три толстяка» (которую я по детству помню как интересную, вот эта кукла наследника Тутти…). Через полчаса сдались – скучно! Нужно так много подтекстов учитывать (бунт - это всегда хорошо, народ - это прекрасно, деньги - это ужасно…).

А большинство сказок – смотреть можно! Те же «Три орешка для Золушки», поп-артно яркий «Морозко». Неплохо зашли и «Приключения желтого чемоданчика» (хотя трактовка детских страхов там – из области насильственной педагогики); «Тайна железной двери», «Сказка о потерянном времени».

Ну и голливудские вещи той поры ничуть не потеряли: «И-ти», «Полет навигатора»… Недаром по следам фантастики тех лет сняли чудесные «Очень странные дела».

Конечно, и я иногда ощущаю свою дремучесть. Люблю "Симпсонов" и "Мы обычные медведи", но недолюбливаю штуки типа "Время приключений" и "Спанч Боба" ))) 

А у вас как со старым детским кино? :) старыми детскими книгами?
Оригигал взят : https://rintra.livejournal.com/308193.html?media
Tags: #детская литература, #детское советское кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments