Силуан Иеромонах (siluan_ierom) wrote,
Силуан Иеромонах
siluan_ierom

Один из самых древних деревянных храмов России - церковь Георгия Победоносца в селе Юксовичи.

Деревянные храмы Посвирья: церковь Георгия Победоносца в селе Юксовичи (Ленииградская область)
Оригинал взят у jabberwoker в Деревянные храмы Посвирья: церковь Георгия Победоносца в селе Юксовичи
Георгиевская церковь в селе Юксовичи (ныне Родионово Ленинградской области) - одна из древнейших сохранившихся деревянных построек в России. В 1877 году во время экспедиции по Олонецкой губернии академик Л.В. Даль обследовал церковь и выполнил первые обмерные чертежи, выделив на них наиболее древнюю часть сооружения.
Георгиевская церковь с берега Юксовского озера:



В своей статье «Старинные деревянные церкви Олонецкой губернии» в журнале «Зодчий» Даль привел свою версию датировки:

«Эта древнейшая деревянная церковь не только в этом крае, но и по всей России, судя по хранящемуся в ней кресту освящена в 1493 году св. Александром Свирским. Столь глубокой древности едва ли можно было бы поверить, если бы в пользу ее не говорило несколько обстоятельств, из числа которых:

1. Необыкновенная крепость тамошнего, выросшего на каменистой почве леса, которые принимает даже часто на солнце темно-рыжий, как в Швейцарии, цвет.

2. Высокая крыша и оригинальность формы церкви, имеющей сходство лишь с находящейся неподалеку от нее Георгиевскою же церковью Шеменского погоста, освященную, как видно из надписи на хранящейся в ней кресте, в том же 1493 году; церковь эта значительно уже перестроена, но железные кресты на главках этих двух церквей схожи по форме с бронзовым крестом на главе Дмитровского собора во Владимире, что также указывает на их древность.

3. Сходство ее с древними изображениями деревянных церквей на иконах, конечно, если откинуть подведенный под нее низ.
»

К выводам Даля, конечно, необходимо относиться критически. Отнюдь не всему, что написано на заборе крестах, можно верить. Сегодня на основе епархиальных сведений Георгиевскую церковь в Юксовичах относят к первой трети XVI века.

Самая старая часть Георгиевской церкви - клеть в форме межгалактической ракеты с двумя прирубами. Современные исследования показали, что в начальный период существования храма к срубу крепилась открытая галерея - «нищевник».

Георгиевская церковь в первое столетие своего существования (реконструкция тов. muvz):



Выше - значит красивее: храмы исстари рубились в высоту «насколько вкус и мера позволит». Строителям этого храма вкус и мера позволили многое: если обычные храмы клетского типа отличить от избы или амбара можно зачастую только по маковке с крестом, то этот ни с чем более не спутаешь.

Церковь в XIX веке по Далю / «Курс истории русской архитектуры»:





Вообще традиция вытягивать храмы довольно забавна, ведь молельное помещение ограниченное перекрытием - «небесами» - в высоту имеет от силы метра три, а все что выше строилось исключительно ради того, чтобы не ударить в грязь лицом перед соседями.

Разрез по Далю / «Курс истории русской архитектуры»:




В 1632 году церковь пришлось заново освятить; вероятно, именно тогда вместо галереи была устроена охватывающая основной объем невысокая трапезная. При устройстве трапезной нижняя часть сруба была вырезана, верхняя же оперлась на подклет через пару резных столбов.

Интерьер:




Старые и новые части церкви на плане Даля / «Русское деревянное зодчество»:



Упомянутая Далем в статье Георгиевская церковь в Шеменичах (не сохранилась) к концу XIX века уже была частично перестроена. Скорее всего в старину эта церковь представляла тот же тип высокой клети с двумя прирубами и была похожа на Юксовский по силуэту и пропорциям.

Георгиевская церковь Шеменского погоста в XIX веке по Далю / «Зодчий»:



Помимо необычных пропорций церковь в Юксовичах примечательна уступчатой крышей и крутыми повалами - уширением торцевых стен кверху. Повалы позволяют отводить от поверхности стены воду, не увеличивая при этом вынос кровли и предохраняя тем самым верхние венцы от гниения; не зря именно в сыром и ветренном Обонежье родился этот строительный прием. Впрочем, строителей прошлого явно привлекал и художественный эффект: так, в более поздних многоярусных шатровых храмах повалы с функциональной точки зрения кажутся избыточными.

Что касается своеобразных уступов на крыше, то - хотите верьте, хотите нет - это величайшая культорологическая загадка тысячелетия. Если Красовский в своем «Курсе истории русской архитектуры» говорит о «некотором практическом смысле» (ослаблении стекающих вниз потоков воды), то финский исследователь Ларс Петтерссон предполагал даже имитацию форм греческой базилики. На Юксовской церкви уступы сделаны, конечно, для красоты, но сам прием вероятно имел начало от устройства на повалах широких карнизов - «полиц».

Нет никаких оснований полагать, что при строительстве храма был использован какой-то особенный «хорошо просушенный лес», как то часто пишут. Лес в те времена специально не сушили (хотя теоретически и могли использовать сухостой).  Напротив, плохо просушенный лес, использованный при постройке церкви 500 лет назад, за счет усушки и усадки накрепко «схватил» сруб, обеспечив отличную конструкционную прочность. Практика показывает, что людская глупость гораздо опаснее для памятников деревянного зодчества, чем гниль, мороз, грибок и влага, так что основная причина, по которой постройка дошла до наших дней - счастливый случай.

Юксовская церковь по Далю / «Зодчий»:



Этот и многие другие храмы Севера были зашиты досками во время насильственных поновлений в XIX веке в соответствии с господствовавшими тогда вкусами. В древности, конечно, тесом ничего не обшивали, ведь не только плотницкая, но и столярная работа на Севере производилась до XIX века исключительно топором («топорная работа» в буквальном смысле этого слова). Доска, выполненная с помощью одного лишь топора, сама по себе была весьма дорогим материалом и ни в коем случае не могла использоваться для внешней обшивки.

Обычная палитра изменений, производимых в XIX веке, была такова: наружная и внутренняя обшивка сруба, выравнивание всех окон по одному ранжиру и шаблону, новое крыльцо (часто - с классическим портиком!), замена кровли на железную, покраска здания масляной краской как снаружи, так и внутри. Уважаемые седовласые искусствоведы не раз бились в истерике, когда видели иконы старинного письма, щедро «подновленные» местными умельцами в соответствии со своими представлениями о прекрасном. Даль писал по  этому поводу: «Епархиальное начальство ... щедро награждает медалями и кафтанами за возобновление и поддержание старых строений, равно как и за конечное их истребление».
Судя по сохранившимся фотографиям, Георгиевская церковь счастливо избежала острых переделок в русле стилевой архитектуры: помимо обшивки досками было перестроено в довольно примитивных формах крыльцо. Зашитые старинные храмы обычно выглядят довольно нелепо, но Георгиевскую церковь не может испортить даже обшивка - настолько фантастически она выглядит.


Церковь в 1916 году / С сайта Этнографического музея / Церковь в 1930-е годы / «Кижский вестник»:




В конце 1930-х годов были сделаны новые обмеры, затем здание было забрано у церкви под хозяйственные нужды. Последующие несколько десятилетий древний храм был словно на пороховой бочке: во время войны Юксовичи попали в зону финской оккупации и фронт проходил всего в нескольких километрах от села, а уже после войны в течении длительного времени здесь находился склад ГСМ. К счастью, храм остался цел и невредим.

В начале 1970-х годов началась реставрация церкви. Она стала первым объектом, на котором работал известный нынче архитектор-реставратор Марк Коляда:

«Передо мной, тогда совсем еще молодым реставратором, стояла сложная задача. Храм является древнейшим деревянным сооружением на территории области. В то время реставраторы стремились раскрыть памятники, чтобы показать современникам всю прелесть деревянной архитектуры. Но я сомневался в правильности такого решения. В данном случае хотелось в первую очередь создать условия, при которых памятник мог еще долгие годы быть максимально защищенным от разрушения. Я принял решение реставрировать только главку, а сам храм законсервировать, то есть зашить. До сих пор я считаю церковь Св. Георгия в Юксовичах одной из самых удачных своих работ.»

Кодовый замок:



Помимо ремонта кровли и обшивки было воссоздано крыльцо. Так как никаких изображений оригинального крыльца не осталось, нынешнее в известной степени является фантазией реставраторов (хотя конструкция, конечно, опирается на сохранившиеся следы от старого крыльца на срубе). Авторы ввели в декор традиционные элементы, относящиеся к дохристианским культам - фигурки «берегинь», солярные символы.

Вид с юго-запада / Полотенце над крыльцом:



Сегодня церковь является скитом Александро-Свирского монастыря, здесь постоянно живет престарелый дядечка-монах. Хорошо, что памятник находится под присмотром, но смутное беспокойство вызывают вопросы пожарной безопасности. Из стоящей рядом теплой церкви торчит печная труба, и эта труба там неспроста. Кроме того, на старинном храме отсутствует громоотвод. Остается только надеяться, что счастливая звезда, которая оберегала эту постройку полтысячи лет, не изменит и впредь...
М. Красовский «Курс истории русской архитектуры. Часть I: Деревянное зодчество»
А. В. Ополовников «Реставрация памятников народного зодчества»
А. В. Ополовников «Русское деревянное зодчество»

«Зодчий» 1877 г.
Георгиевская церковь в Юксовичах. Архитектурный анализ.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments