Силуан Иеромонах (siluan_ierom) wrote,
Силуан Иеромонах
siluan_ierom

Прижизненные портреты Петра первого.

Оригинал взят у ele_n_a в прижизненные портреты петра первого.
Оригинал взят у ele_n_a в прижизненные портреты петра первого.

жан - марк натье. портрет петра первого. 1717 г.



сообразив, что давно я не занималась одной из своих любимых тем - портретами, решила рассмотреть с помощью википедии окружение петра первого.
но - для начала возник вопрос - а как, собственно, выглядел сам петр?

вопрос казалось бы глупый, при том грандиозном обилии его изображений, которое существует.

петра изображали последние 300 лет едва ли не больше всех остальных деятелей российской истории вместе взятых.
существуют его прижизненные восковые слепки, на которых царь - как живой...
посмертная маска...

проблема в том, что мало кто на них смотрит.
да и выражения в них уже не уловить - только пропорции черт.

а в том количестве изображений, которые имеются, истинный облик царя несколько размыт.

с одной стороны - он легко узнаваем.
высокий рост,
темные полудлинные волосы,
круглое лицо,
совиные глаза и усы щеточкой.

на старообрядческих иконах, к примеру, петра любили изображать в образе злодеев - так и невозможно ошибиться - кто именно нарисован.

а с другой стороны - существует огромное количество искажений, скажем так, в угоду текущему моменту или особенностям восприятия и мастерства художников.

петр в послесмертной истории своих портретов каким только не представал - и вдохновенным романтическим героем, и спортсменом с широкими плечами, и застенчивой серостью, и уродом, моральным и физическим, и натуральным чудовищем, и вообще непонятно кем, кого только по глазам да усам опознать можно...

а вот каким он при жизни представал - перед теми, кто его реального видел, а не фантазии свои зарисовывал - это интересно посмотреть.

петр был человеком не тщеславным.
подхалимов не любил, себя в зеркало прекрасно видел, в величии своем не сомневался, в лести не нуждался.
это дает надежду на то, что прижизненные портреты, со скидкой на способности художника к рисованию, должны быть довольно объективны.

первый российский император был личностью сложной.
очень умный, деятельный, поразительно энергичный и волевой, но - при этом нервноприпадочный, большими тонкостями обращения с ближними себя не утруждающий, ведущий крайне нездоровый образ жизни.

надо помнить, что он также от рождения был наделен грандиозной властью и баснословным богатством. и несмотря на некоторые шероховатости его пути к единоличному правлению, благодаря которым нервы царя и расстроились, это был человек, с колыбели привыкший, что его любые приказы выполняются всеми и всегда.

все эти его особенности отражались в манере себя держать, чертах лица и взгляде.
как у любого из нас.

в разные времена художники, изображая царя, акцентировали внимание поочередно на тех или иных его свойствах.
а вот что видели современники?
те, которым он лично смотрел в глаза?

предлагаю насладиться впечатлением...





музыкальным сопровождением взят один из самых старинных российских маршей. который в народе так и назывался последующие после создания триста лет - петровский марш.
официальное его название - марш лейб - гвардии преображенского полка.
полк был создан петром в годы его юности и стал основой всех его преобразований и побед.
музыка написана в те же времена. и в полной мере отражает их дух и славу.

марш имел и слова.
2 варианта, написанных в начале 19 века.
их можно найти в интернете.
очень характерны первые строки:

1 вариант -
...пойдем, братцы, за границу, бить Отечества врагов...

2 вариант -
...славны были наши деды, помнит их и швед и лях...

(это было небольшое лирическое отступление вдоль темы)

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments