Силуан Иеромонах (siluan_ierom) wrote,
Силуан Иеромонах
siluan_ierom

Спасенная святыня. Боголюбская икона Божьей Матери. Часть 2.



Продолжение.
С Александром Горматюком мы и беседуем об удивительной иконе, ее судьбе, о том, как шли нынешние реставрационные работы,
Вот даже на фотографиях видно, как постепенно происходит «изменение» иконы. А работа очень сложная, потому что на иконе много слоев записи, между собой уже давно перепутавшихся, поскольку многие слои были спемзованные – раньше во время поновления спемзовывали. Обратившись к летописным и литературным источникам и архивным материалам, я насчитал 26–28 случаев, когда Боголюбскую икону переписывали или как-то поновляли. Современная аппаратура позволяет увидеть, какая лесенка краски на иконе: на слое еще слой, и еще, и еще… До 20 слоев. А на некоторых участках было даже смещение рисунка. Киноварный цвет оказался записанным синим, а потом и более светлым голубым. И можно представить, в каком состоянии после парафина и канифольных заливок выявлялся потом такой вот киноварный цвет. Можно сравнить, какой стала икона после раскрытия лика на завершающем этапе работ и какой была.

Каждый этап реставрации был подготовлен научными изысканиями, мы разработали специальную методику, этот подход был одобрен. Так что это не лично мое или нашего реставрационного центра дело – в реставрации всегда довлеет принцип общественного мнения специалистов. Для этого создаются реставрационные советы, на реставрационном совете защищается методика и потом уже ей следуют. Ведется строгая отчетность по каждому шагу реставраторов. За время нашей работы было проведено 12 таких советов, на них приглашались выдающиеся и самые квалифицированные специалисты в области древнерусской живописи, как исследователи, так и реставраторы из различных организаций, специалисты из смежных областей.

– Казалось бы, в синодальный период был расцвет изобразительного искусства. Почему же древняя икона оказалась в таком плачевном состоянии, что чуть не погибла?




Икона находилась под каменным завалом несколько месяцев – под дождем, снегом, в слякоти. Вот – деяние синодального периода



– С синодальным периодом связаны самые страшные истории. Это самый драматический период в бытовании иконы, и Боголюбской иконы в частности. Вот, посмотрите, на фото видно: в этом месте совершенно отсутствует живопись, открытая древесина. А на других фото – тут живопись есть. Представьте себе: величина иконы приблизительно вот такая, и тут несколько досок просто проломлено. Это произошло в 1722 году, когда настоятель храма решил улучшить его планировку и растесал окна в древнем соборе Рождества Богородицы – соборе XII века, который был построен Андреем Боголюбским и расписан греческими мастерами из Салоник. И «в одночасье, – как он пишет, – к великому нашему сожалению, раздался грохот необычайный, и всё здание обрушилось». Храм весь обрушился! И Боголюбская икона – единственное, что сохранилось. Я предполагаю, что полное разрушение древесины в нижней части связано как раз с этим печальным событием: древесина потеряла свою плотность, потому что икона находилась под каменным завалом, наверное, несколько месяцев – под дождем, снегом, в слякоти. И камни, ударив в это место, проломили древесину. Вот – деяние синодального периода.

Потом икону, как смогли, отреставрировали и облачили ее в серебряную дорогую ризу, а на самом деле живописи был нанесен непоправимый урон.

– А чем оказалась вредна серебряная риза?

– Когда сняли оклад, увидели, что буквально под ризой было проложено такое ватное «одеяло». А на все руки и лики, в том числе и на лик Богородицы, была прибита гвоздями слюда. Плюс сама риза – это такой металлический ковчег. Вот представьте себе: слюда, вата, серебряная «крышка» оклада. Как могла чувствовать себя подо всем этим икона? Это же полное отсутствие доступа воздуха к ней! Ну и подо всем этим плодились бактерии, которые все сжирали, жук-точильщик… Мы обнаружили живые личинки этого жука, который просто нещадно ел икону.

– Какое-то влияние на развитие русской иконописи этот Боголюбский образ оказал?

– Первый исследователь иконы Н.П. Кондаков считал ее написание удивительным историческим событием. Во-первых, известно, что она написана на нашей территории, рядом с Владимиром, в Боголюбове. Во-вторых, это интереснейший иконографический извод. Кроме того, летописные свидетельства давали надежду на то, что Боголюбская икона могла быть написана уже русскими мастерами – к этому многие исследователи пытались подвести, но нужен был фактический материал, а поскольку живописи не было видно, можно было лишь теоретизировать. У меня есть определенные идеи в связи с этим, но это предмет глубокого исследования, которое необходимо еще провести. Пока могу сказать, что, возможно, это совместный труд и греческих, и русских мастеров…



Часть 1 -я: http://siluan-ierom.livejournal.com/59001.html

Tags: #икона, #реставрация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments