Силуан Иеромонах (siluan_ierom) wrote,
Силуан Иеромонах
siluan_ierom

Преображенский собор в Санкт-Петербурге.

Оригинал взят у vittasim в Преображенский собор в Питере
Вся история храма во имя Преображения Господня неразрывно связана с боевой славой и победами России в XVIII и XIX веках. В 1726 году императрица Екатерина I приказала застроить местность, где ныне находится Преображенский собор, деревянными казармами «для лучшего», как сказано в указе, «плезира в першпективе Литейной и для всякаго случая в нужде в солдатах». По Высочайшему повелению, здесь стал квартировать старейший в русской армии лейб-гвардии Преображенский полк, а местность получила название Преображенских слобод.



,
В 30-е годы XVIII века на том месте, где сейчас находится храм, располагался полковой двор гренадерской роты Преображенского полка или съезжая изба Гренадерской роты.. Дочь Петра Первого Елизавета часто приезжала в полк, поскольку была крестной матерью многих офицерских и солдатских детей и привозила им подарки. В ночь с 24 на 25 ноября 1741 года цесаревна Елизавета прибыла в полк и попросила помочь ей обрести престол, «беззаконно похищенный» у нее правительницей Анной Леопольдовной и ее приспешниками. Солдаты вместе с Елизаветой направились в Зимний дворец. Так заручившись поддержкой солдат, Елизавета Петровна стала императрицей Российской Империи.




Через несколько дней, 7 декабря 1741 года, посетив Преображенский полк уже Императрицей, Елизавета в память об этом событии повелела выстроить на месте съезжей избы церковь - в знак благодарности Господу за оказанную ей великую милость. 9 июня 1743 года она собственноручно заложила первый камень в основание каменного трехпрестольного храма во имя Спаса Преображения Господня и подарила будущему собору серебряный ковчег. Храм возводился первоначально по проекту М. Г. Земцова, а после его кончины достраивался архитектором П.-А. Трезини, известным «своими немалыми партикулярными строениями».
Императрица принимала живое участие в постройке задуманного ею храма. Утвердив «план и фосат», самолично решала: где поместить двери, крыльца и окошки, какими главами венчать храм. Она соизволила Высочайше указать: для сбору денег сделать книгу - и сама распоряжалась, откуда взять недостающие средства. На плане иконостаса Елизавета Петровна собственноручно делала отметки, где и какие поместить иконы.
Церковь была возведена в древнем русско-византийском стиле, и, впервые в северной столице, - «о пяти деревянных главах позлащенных». Императрица прямо указала архитектору Пьетро Антонио Трезини принять за образец очертания глав Кремлевского Успенского собора в Москве, с его исконными национальными формами.




Храм имел три престола: главный - во имя Преображения Господня (в честь этого праздника был наименован полк), второй - во имя святого Сергия Радонежского, чудотворца, покровителя русского царствующего дома, третий - во имя священномучеников Климента, папы Римского (101 год н. э.), и Петра, архиепископа Александрийского (311 год н. э.), так как день воцарения Императрицы Елизаветы Петровны был днем памяти этих святых. Придел этот был задуман как своеобразный семейный храм императорского дома. В нем находились иконы, имеющие прямое отношение к различным событиям из жизни Императрицы.
Храм во имя Преображения Господня был освящен Санкт-Петербургским архиепископом Сильвестром 5 августа 1754 года в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны и наименован полковым собором. Первый в северной столице пятикупольный храм был выкрашен в зеленый цвет. По словам современников, он был лучшим из всех в Литейной части, а газета «Северная пчела» назвала его великолепнейшим. Лейб-гвардии Преображенский полк был первым и старейшим полком русской гвардии, поэтому указом Павла I от 12 ноября 1796 года храм получил наименование всей гвардии собора.




1825 году храм горел. С этого момента открывается новая страница в истории собора.
8 августа 1825 года рабочие, ремонтируя крышу, паяли протекавшие листы главного купола. Уходя на обед, они по небрежности оставили без присмотра жаровню с горящими углями. Пламя сначала появилось в главном куполе возле креста, затем быстро охватило весь собор и проникло внутрь. Пожар бушевал около восьми часов. После пожара от собора остались одни стены. Сгорели пять деревянных куполов, все три иконостаса, высоко висящие иконы, растопились от пламени колокола. Удалось спасти от огня святые антиминсы, большую часть икон, богослужебные сосуды, ризницу, утварь.



Государь Александр I, получив донесение о пожаре, распорядился «немедленно возобновить собор сей» и сам пожаловал на это дело 50 тысяч рублей. На площади устроена была в палатке временная церковь; затем, по Высочайшему указанию, нанят расположенный по соседству дом полковника Булатова, где до августа 1829 года и происходили богослужения. Специальный комитет под председательством великого князя Михаила Павловича провел 68 заседаний, прежде чем постановил поручить возобновление собора архитектору Василию Петровичу Стасову. Закладка всей гвардии собора состоялась 26 августа 1827 года. Вот как об этом сказано сухим языком отчета: «По распоряжению архитектора пятого класса Стасова начали производить в соборе Спаса Преображения разные работы: сломана паперть с северной и южной сторон крыльца; сверх того требует он, чтобы к 6 августа под паперть набить 160 свай, потом заготовить материал для закладки...» Строительство велось необычайно быстро (к нему привлечены были и солдаты Преображенского полка). Уже зимой 1828 года строительство было завершено.



Возобновленный после пожара храм был освящен 5 августа 1829 года, в престольный праздник, К этому дню Николай I подарил храму ковчег и потир из яшмы и украшенные драгоценными камнями ризы. Величественный каменный пятиглавый собор, стоящий в центре одноименной храму площади, стал одним из самых замечательных храмов города и в неизменном виде сохранился до наших дней. Интерьер его решен в стиле позднего классицизма, строго и вместе с тем торжественно. В архитектуре Преображенского собора получили отражение традиции древнерусского зодчества. Гладь белых стен, скупо украшенных лепными декоративными изображениями на библейские темы и военными символами, прорезают высокие окна с полуциркульными завершениями. Окна красиво «утопают» в нишах с декоративными балюстрадами. К западной стороне собора примыкает монументальный портик из четырех ионических колонн.



Вокруг собора по проекту В. П. Стасова был разбит сквер, окруженный изящной оградой. Она состоит из 34 гранитных оснований, соединенных между собой железной решеткой. Основания украшены поставленными на них стоймя, дулами вниз, турецкими крепостными орудиями, по три на каждом; причем среднее из них венчалось золоченым двуглавым орлом с короною. (Вскоре после революции золочёные двуглавые орлы на ограде, а также медальоны и крест на центральных воротах соборной ограды были демонтированы и уничтожены. В 2004 г. все эти элементы были воссозданы и возвращены на свои места.) Стволы поставлены дулами вниз в знак того, что они никогда больше не выстрелят. На них и ныне можно увидеть чеканную символику Османской империи, а также названия орудий Гнев аллаха и Гром низвергающий.



Каждая такая группа орудий соединена со следующей массивными железными цепями. Орудия эти были взяты в русско-турецкую войну 1828-1829 годов со стен отнятых у турок крепостей Измаила, Варны, Силистрии, Тульчи и по приказу Николая I доставлены 12 февраля 1833 года из Измаила и Одессы по зимнему пути в Петербург специально для устройства ограды. Вокруг собора на чугунных лафетах стояли два единорога (старинных бронзовых орудия XVIII века), собственность полка, и двенадцать орудий, взятых у турок под Варной. Николай I ранее пожаловал их Польше для сооружения в Варшаве памятника королю польскому Владиславу III, одному из первых в Европе начавшему борьбу против турок в защиту славян. Но так как поляки во время мятежа 1831 года действовали этими орудиями против русских войск, а наши гвардейцы при штурме отняли их, Николай I подарил их полку, повелев поставить вокруг Преображенского всей гвардии собора.



Собор отличается замечательным благолепием и богатством своего убранства. В парусах главного купола академиком живописи Д. Н. Мартыновым написаны масляными красками четыре евангелиста. Над парусами в кольце купола надпись золотыми буквами вязью:
«Господи Боже Израилев, несть Бог якоже Ты на небеси горе и на земли долу. Да будут очи Твои отверсты на дом сей день и нощь, еже услышати молитву людей Твоих, елико аще помолятся на месте сем и Ты услышиши на небеси и сотвориши и милостив будеши им» (3-я Книга Царств, 8, 23, 29-30). В простенках барабана между окнами изображены восемь ангелов. Каждый держит одно из орудий страстей Христовых: крест, копье, трость, молоток и клещи, гвозди и губу, оковы, сосуд с желчью, оцетом и терновый венец.



Полуциркульный свод купола расписан под цвет облачного голубого неба с изображениями ангельских головок; в середине большая Вифлеемская звезда с исходящими от нее лучами. Подкупольное пространство украшают большое пятиярусное паникадило (на 120 свечей) и малые люстры (на 64 свечи), выполненные бронзовых дел мастером А. Дипнером.



С левой стороны, у колонны - церковная кафедра работы известного мастера Тура. Она выполнена в стиле древнерусских проповеднических кафедр, украшена резными гирляндами; на стороне, обращенной к народу, имеет золоченую надпись: «Услышьте слово Господне».


Главный алтарь собора - Преображения Господня. Пятиярусный иконостас центрального придела, выполненный по рисункам Стасова, представляет собой триумфальную арку и украшен золоченой резьбой по белому фону. В резных золоченых царских вратах - четыре овальных иконы: Благовещения Пресвятой Богородицы, Архангела Гавриила, евангелистов Иоанна и Марка, Луки и Матфея. Над царскими вратами в облаке и сиянии вырезанный из дерева позолоченный круг, на котором написано Имя Божие.
Молящиеся поклоняются образам святых митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, святого равноапостольного князя Владимира и святых мучеников-страстотерпцев князей Бориса и Глеба, святой благоверной княгини Ольги, благоверных князей царевича Димитрия Угличского и Михаила Черниговского.



В центре иконостаса, на третьем ярусе - Воскресение Христово, справа и слева образы апостолов. Венчает иконостас полукруглая икона Господа Саваофа, сидящего на облацех и окруженного четырьмя ангелами. Вокруг престола, образуя сень, располагаются дугой восемь колонн коринфского ордена. Колонны связаны сверху карнизом и прорезным куполом, увенчанным крестом.




По левую сторону от главного алтаря расположен северный придел священномучеников Климента, папы Римского, и Петра, архиепископа Александрийского. К молящимся обращены иконы святой праведной Елисаветы, святого благоверного князя Александра Невского, святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого. Над царскими вратами - «Тайная вечеря» в сиянии золоченых резных лучей; в третьем ярусе - «Моление Спасителя о чаше».



Справа от главного алтаря - третий, южный, придел храма - во имя святого преподобного Сергия Радонежского, чудотворца, покровителя русского императорского дома. Обращают на себя внимание образа Рождества Христова и Богоявления. Над царскими вратами - икона «Успение Божией Матери» в бронзовой раме, выше - «Тайная вечеря» и резные фигуры коленопреклоненных ангелов над иконами северных и южных врат. Алтари отделяются друг от друга дубовыми шкафами для ризницы, сделанными в 1850 году по рисунку архитектора Львова.



Главными святынями храма ныне являются Нерукотворный Образ Спасителя и икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте».

Образ Спаса Нерукотворного находится на аналое у правого клироса. Он тесно связан с жизнью Императора Петра Великого и был его любимым образом. Написанный, предположительно, в 1676 году для Царя Алексея Михайловича известным московским иконописцем Симоном Федоровичем Ушаковым, к Царю Петру образ перешел от матери, Наталии Кирилловны, и всегда сопутствовал ему в походах. Это тот самый образ, пред которым Царь преклонял колена при основании Петербурга, испрашивая благословение Божие на новую столицу. Правда, на фотографии ниже этой иконы нет. Я ее не сфотографировала, к сожалению.




Чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» лежит на аналое у левого клироса. Этот знаменитый образ из храма Преображения Господня на Ордынке в Москве впервые прославился в 1648 году исцелением родной сестры Патриарха Иоакима, Евфимии, которая страдала от неисцелимой раны в боку. Великая княгиня Наталья Алексеевна, сестра Петра Великого, очень благоговела к Скорбященской иконе, и в 1711 году, с переездом царской резиденции из Москвы в Санкт-Петербург, перевезла образ - благословение молодой столице - в город на Неве. Во время войны с турками чудотворная эта икона была в рядах русского войска. выстроен новый храм, освященный в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», и сюда во множестве стекались богомольцы. Часто пред этим образом молились члены царствующего дома. В церкви иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» на Шпалерной улице чтимый образ оставался вплоть до закрытия храма в 1932 году; тогда икона была перенесена в Спасо-Преображенский собор, где пребывает и поныне.



Верующие с особым чувством молятся также перед иконами Казанской Божией Матери, «Утоли моя печали», «Знамение», Святого великомученика и целителя Пантелеймона, а также святой великомученицы Варвары с житием и преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского чудотворцев.


Возле северной стены собора, в приделе святых Климента и Петра, находится складень, или походный алтарь, с образами Преображения Господня (в центре), великомученика Пантелеймона и святого Царя Константина. Складень этот в 1900 году полковому лазарету подарил командир, генерал-майор лейб-гвардии Преображенского полка, великий князь Константин Константинович, известный поэт К. Р.



Перенесены были из арсенала трофеи: ключи и замки крепостей, булавы, бунчуки, знамена числом до шести сот. Трофеи по стенам храма: по правую сторону от главного входа - взятые в Европе, по левую - приобретенные в Азии. Булавы Сечи Запорожской, Сераскира Арзерумского и Паши Карского висят по сторонам боковых дверей.


Посреди каждой группы трофеев возвышается бунчук (так назывался в турецких войсках конский хвост на украшенном древке - изд.), а от оного идут знамена, значки, ключи Анапы, Карса, Варны, Силистрии, Арзерума. Вдоль решеток и клиросов собора стояли пятнадцать боевых знамен полка, начиная с екатерининских времен. В главном приделе собора, у правого клироса, висела бронзовая вызолоченная доска со списком старших офицеров Преображенского полка, венчанных смертью на полях сражений в 1702-1917 годах. В храме за стеклом, в особых шкафах, хранились Преображенские мундиры Императоров Александра I, Николая I и Александра II и Александра III, а также сабля Императора Александра II, обагренная его кровью 1 марта 1881 года, в день злодейского покушения.


С 1871 года при соборе работало приходское благотворительное общество, куда входили офицеры и августейший шеф полка. Оно содержало богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей, бесплатные квартиры. В 1912 году было открыто Братство трезвости и целомудрия. Свои праздники отмечали в соборе болгары, жившие в столице



После Октябрьской революции 1917 года собор оставался действующим. В 1920-е годы знамена, орудия и военные трофеи были переданы на Кронверк - в Артиллерийский музей, многие ценные иконы, драгоценные облачения были изъяты. Куда они исчезли - неизвестно А в 1950 году знамена лейб-гвардии Преображенского полка поступили в собрание военного отдела государственного Эрмитажа. В феврале 1931 года по делу о нелегальной отправке регалий Преображенского полка в Копенгаген и передаче их Императрице Марии Феодоровне вместе с другими лицами был расстрелян настоятель собора протоиерей Михаил Тихомиров.




Во время блокады и обороны Ленинграда священнослужители собора организовали в его подвалах бомбоубежище на 500 нар, снабжали людей кипятком и свечами. Нуждающимся помогали дровами, свечами, деньгами, маслом для освещения. В соборе с довоенных времен имелся запас стройматериалов, и прихожанам делали из железных листов печки-буржуйки (те самые, знаменитые), выделяли фанеру и картон взамен выбитых стекол. Газета «Ленинградская правда» 3 июня 1943 года сообщила: «Спасо-Преображенский собор пожертвовал на укрепление обороны страны три миллиона рублей».
Храм Преображения Господня славится своим хором, в котором поют солисты Академической капеллы. family-history.ru/temples/temples_12.html



Tags: #храмы Санкт-Петербурга
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments