Силуан Иеромонах (siluan_ierom) wrote,
Силуан Иеромонах
siluan_ierom

Византийская архитектура IX - середины XI в.

Оригинал взят у uchitelj в Византийская архитектура IX - середины XI в.
Византийская архитектура IX - начала XIII в.

Этот  период иногда условно называют македонским ренессансом, по имени правившей в Византии с 867 по 1057 г. македонской династии.

В церковной архитектуре IX в. утвердился в качестве ведущего крестово-купольный тип храма, основным признаком которого стал купол в центре здания, укрепленный на четырех столбах, и крестообразно расходящиеся от купола «рукава» креста — крытые сводами проходы. Наружные объемы зданий, приобретя большую расчлененность, группируются вокруг главного купола, повышаясь к центру здания.
 Зодчий крестовокупольного храма выявлял его планировку и конструкцию во внешних формах и внимательно обрабатывал стены здания снаружи. Украшением фасадов служат фактурная кладка из плинфы и камня, окна-бифории с резными каменными переплетами, иногда декоративные элементы из камня и терракоты. Часто их роль выполняли сполии - фрагменты алтарных преград более древних церквей и античных сооружений.



Образцовой постройкой крестовокупольного типа считалась освященная в 881 г. императором Василием I пятиглавая церковь «Неа» («Новая») в Константинополе (не сохранилась). По всей вероятности, под воздействием ее архитектуры был сооружен во второй четверти X в. храм Мирелейон (известен под турецким названием Бодрум-Джами) в Константинополе. Центральный купол храма укреплен на четырех свободно стоящих столбах, боковые рукава креста перекрыты крестовыми сводами.




https://en.wikipedia.org/wiki/Bodrum_Mosque
http://maximus101.livejournal.com/37877.html

Значительное количество крестовокупольных церквей было сооружено на территории Греции. Известны два их типа: церкви, где паруса крепятся на свободно стоящих опорах (собственно крестовокупольный тип), и церкви, где тромпы опираются на торцы стен (так называемые церкви с куполом на восьми опорах).


К концу X — первой половине XI в. относится комплекс двух церквей в монастыре Осиос Лукас в Фокидe.


https://en.wikipedia.org/wiki/Hosios_Loukas



Большая из них — Кафоликон — имеет центральный купол  на тромпах, опирающихся на торцы стен. В непосредственно примыкающей к Кафоликону церкви Богоматери паруса укреплены на четырех свободно стоящих колоннах.



В интерьере Кафоликона господствует широкая чаша купола. Центричность просторного подкупольного пространства подчеркнута с большой силой. Небольшие затененные угловые помещения перекрыты крестовыми сводами. Видимые через трехчастные двухъярусные арки, пересекающие боковые рукава креста, эти тесные помещения составляют своего рода богатый орнаментальный аккомпанемент, сопровождающий главную тектоническую тему центрического купольного здания. Сложность и мощь форм интерьера выражены и во внешнем облике храма — широком, грузном, прорезанном многочисленными окнами; кладка из камня и плинфы (плоских квадратных кирпичей) придает узорность поверхностям стен.


Крестовокупольный храм того же типа представляет церковь св. Феодора в Афинах (1049).
Как и все афинские церкви, она невелика по размерам. Ее конструкция и характер интерьера наглядно выражены во внешних формах, отличающихся геометрической четкостью. Пропорции храма создают впечатление уравновешенности и спокойствия. Эти особенности вообще характерны для церковного зодчества македонского времени. Они обнаруживают себя и в церквах, где купольные конструкции опираются на свободно стоящие опоры.


http://uchitelj.livejournal.com/914764.html

К числу их принадлежит тетраконх (центрическая постройка, по четырем сторонам которой находятся абсиды) — церковь Апостолов на Агоре в Афинах (первая половина XI в.).
http://theofilakt.livejournal.com/3796.html





Ярким памятником этого типа является упоминавшаяся уже церковь Богоматери в Осиос Лукас, замечательная ясностью своего светлого интерьера. Купол, укрепленный на парусах, поднят на высоком барабане. Внешний облик храма отличается стройностью форм и живописностью разделки поверхности стены. Высоко поднимающиеся стены сложены из серого камня, чередующегося с рядами плинфы и поясками кирпичей, положенных углом. По горизонтали квадры камня разделяют поставленные под углом на ребра плинфы, скрепленные известью и создающие ломаный геометрический узор.

Общая тенденция развития церковной архитектуры македонского периода, как об этом позволяют судить памятники на территории Греции, заключалась в постепенном изменении пропорций, нарастании вертикализма. Эти черты проявляются в сооруженной в XI в. в Афинах церкви Капникарея — в ее внешнем облике и в интерьере, расчлененном четырьмя колоннами, на которые опираются паруса купола.






http://theofilakt.livejournal.com/132593.html


 Та же тенденция проявляется и в архитектуре церкви Панагия Халкеон (Богоматери; турецкое название — Казанджиляр-Джами; первая половина XI в.) в Фессалониках.


http://minskblog.livejournal.com/14465.html


Эта пятикупольная церковь (центральный купол укреплен на парусах, угловые помещения перекрыты плоскими куполами на тромпах) представляет собой классический образец крестовокупольного типа. ( Мне - uchitelj - не удолось понять причину отличия плана и внешнего вида - где еще 2 купола?) Арки, опирающиеся на свободно стоящие колонны из серого мрамора, легко возносятся кверху; вертикальное развитие завершается в барабане главного купола, прорезанного двумя рядами окон. В разделке стен церкви Богоматери, украшенных уступами арок, сказалась вторая тенденция в зодчестве македонского времени — тяготение к рельефному членению плоскости стены. В развитом виде эти тенденции уже как новое качество проявлялись в церковном зодчестве последующего периода.


Византийская архитектура середины XI - начала XIII в.

Архитектура продолжала развивать уже сложившиеся типы, давая им новую трактовку.
Церковное зодчество подхватывало и развивало определившуюся к середине XI в. тенденцию к вертикализму пропорций здания. Изменялся и внешний облик и интерьер храмов.

Сооруженная во второй половине XI в. церковь монастыря Дафни (около Афин) представляет собой развитие типа, сложившегося в Кафоликоне Осиос Лукас.



Она выстроена из квадров камня, проложенных плинфами, имеет три абсиды и купол на тромпах, опирающихся на торцы стен; храму присущи четкость плана и просторность подкупольного пространства. Но трактовка уже комниновская — план и интерьер более лаконичны: формы вытянуты вверх.





Церковь монастыря Дафни близ Афин. 2-я половина 11 в. План.
Церковь монастыря Дафни близ Афин. 2-я половина XI в. План.

Тип крестовокупольной церкви с куполом на высоком барабане, опирающемся на четыре свободно стоящие опоры, представлен церковью св. Феодора в Константинополе (сооружена, по всей, вероятности, во второй половине XI в., известна под турецким названием Килиссе-Джами).

Церьковь Феодора (Килиссе-Джами) в Константинополе.  2-я половина 11 в. План.
http://stilarhitekturi.livejournal.com/789181.html


К этому типу принадлежит и ряд церквей на территории Греции.
Такова церковь св. Пантелеймона (XII в., турецкое название — Исакие-Джами) в Фессалониках.
Небольшая постройка, сложенная из плинф, образующих густой ритмический узор. Внутри здания паруса купола опираются на колонны, стоящие очень близко к стенам. Вертикализм развития внутреннего пространства подчеркивают высокий барабан купола, пропорции интерьера и колонн и даже вытянутые пропорции капителей.


https://en.wikipedia.org/w/index.php?title=Church_of_Saint_Panteleimon_(Thessaloniki)&oldid=693894729

Тот же вертикализм и суховатая стройность в решении интерьера свойственны афинской церкви . св. Элевтерия (называемой также Малая Митрополия и Горгоэпикос; XII в.) — крохотной постройке, облицованной многочисленными (ок. 90) фрагментами античных сооружений и византийских алтарных преград.


http://theofilakt.livejournal.com/17309.html

Для комниновского времени характерны перестройки и расширение старых церквей. Такой перестройке подвергалась в XI-XII вв. церковь монастыря Хора в Константинополе (известна под турецким названием Кахрие-Джами). Выстроенная первоначально в VII в. как купольная базилика, эта церковь была в комниновское время значительно расширена, причем план ее приобрел несимметричные очертания.

Музей Карие (Церковь Хора). Стамбул, январь 2009 г
http://stilarhitekturi.livejournal.com/44424.html

Тот же отпечаток постепенного роста храма, наращивания его отдельных частей, не связанных в стройную систему, а потому лишенных симметричности, лежит на архитектуре одного из наиболее значительных церковных сооружений комниновского времени - храмовом комплексе монастыря Пантократора в Константинополе (известен под турецким названием Зейрек-Джами).


https://en.wikipedia.org/wiki/Zeyrek_Mosque

Комплекс, состоящий из Двух крестовокупольных (южной и северной) церквей, соединенных часовней, был создан в XII в. Его монументальность достигнута увеличением числа сходных архитектурных форм; объединяющая мысль ему не присуща. Впечатление подлинной внушительности оставляют, однако, просторные, лаконичные интерьеры церквей, простых и ясных в плане, с куполами на четырех свободно стоящих опорах


Текст - частично отредактированная статья  "Всеобщей истории искусств". Буду благодарна за уточнения и дополнения.

http://www.byzantineathens.com/alphagammaiotaomicroniota-thetaepsilonomicrondeltaomegarhoomicroniota-kappalambdaalphaupsilonthetamuomeganuomicronsigma.html
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st009.shtml
https://en.wikipedia.org/wiki/Cross-in-square
Tags: #Византия, #архитектура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments