Силуан Иеромонах (siluan_ierom) wrote,
Силуан Иеромонах
siluan_ierom

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Иконография Праздника.

Оригинал взят у mila_lova в Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Иконография Праздника.




Преображение (часть темплона)
Век:XII. Место создания: Египет. Место хранения: Монастырь Св. Екатерины на Синае



Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие

Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие
Век:XIV. Место создания: Россия. Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Фрагмент



Век:XV. Место создания: Россия. Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник




Иконографическая справка: Икона из праздничного ряда поступили в музей из Успенской церкви в Болотове. Существует мнение, что иконостас волотовской церкви, существовавший в первой четверти XX века, был сборным, разновременным. Датировка иконы "Преображение" из праздничного чина волотовской церкви третьей четвертью XV века косвенно подкрепляется их сравнением с миниатюрами некоторых новгородских рукописей, имеющих точную дату или приблизительно датирующихся по филиграням бумаги.

Стилистическая справка: По сравнению с произведениями первой половины XV века волотовские иконы выделяются усилившейся условностью в передаче пространства и объема форм. Для иконы праздника "Преображения" из церкви Успения на Болотове характерно наиболее удлиненные фигуры, небольшие головы, относительно мелкие черты ликов. Мастер уделяет большое внимание рисунку драпировок, тщательно выписывает складки у краев одежд,это заметно более всего в одеждах Илии и Моисея, где прорисованы концы плащей, свисающих с рук. Горки в "Преображении" выглядят как относительно мелкие кубики.




Фрагмент

Фрагмент



Век:XV. Место создания: Россия. Место хранения: Нет данных


Фрагмент

Фрагмент

Фрагмент



Век:XV. Место создания: Россия. Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва


Фрагмент

Фрагмент

Фрагмент



Век:XV. Место создания: Россия. Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник




Иконографическая справка: На иконе вверху изображен Иисус Христос в окружении голубой славы. По сторонам Спасителя стоят склонившиеся к Нему пророки Илия и Моисей. Ниже, на фоне горок представлены упавшие ниц апостолы Петр, Иоанн и Иаков. О Преображении Господнем повествуется в Евангелиях от Матфея (XVII, 1 - 13), Марка (IX, 1-9) и Луки (IX, 28-31). Согласно евангельскому тексту, Христос, взяв трех ближайших учеников (Петра, Иоанна и Иакова), поднялся с ними на гору Фавор. Во время молитвы Спасителя произошло Его Преображение ("И просияло лице Его, одежды же его сделались как свет" - Мф. XVII, 2), после чего явились ветхозаветные пророки Илия и Моисей, беседовавшие с Ним. Внезапно светлое облако осенило апостолов, и они услышали исходящий из него глас Бога Отца, свидетельствовавший о Сыне: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте" (Мф. XVII, 5-6). Иконография "Преображения", сложившаяся уже в раннехристианском искусстве, претерпела существенные изменения во второй половине XIII - XIV веке. Именно в это время композиция приобретает подчеркнуто вытянутый формат, символически выражающий противопоставление "горнего" и "дольнего" миров, а позы апостолов получают особенно экспрессивную трактовку - они изображаются падающими ниц и закрывающими руками лица. Однако в начале XV века в русском искусстве складывается более "смягченный", "сгармонизированный" вариант этой иконографии - формат композиции приближается к квадрату, слава Христа объединяет Его фигуру с фигурами пророков, а "экспрессивные" позы апостолов трактуются более сдержано (один из наиболее ранних примеров такого рода - икона "Преображение" из Благовещенского собора Московского Кремля). Извод кирилловской иконы ориентировался, по-видимому, на различные образцы конца XIV - начала XV века и соединил в себе обе описанные иконографические традиции.

Стилистическая справка: Образ был написан "вторым" мастером успенского иконостаса, автором "Благовещения", "Крещения" и ряда других икон. Как отметила О.В.Лелекова, иконографическими аналогиями для кирилловской иконы являются софийская таблетка и икона из новгородской церкви Успения на Волотовом поле, что может послужить дополнительным аргументом в пользу новгородского происхождения мастера.




Фрагмент

Фрагмент

Фрагмент



Преображение (двусторонняя икона-таблетка)
Век:XV. Место создания: Россия. Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Фрагмент. Илия пророк

Фрагмент. Моисей, пророк



Век:XVI. Место создания: Россия. Место хранения: Государстченный Русский музей




Все описания храмового интерьера подробно перечисляют убор иконы, включавший, помимо серебряной басмы, многочисленные венчики, образки, кресты. В среднике иконы представлено "Преображение Господне", вокруг расположены 24 клейма с изображениями праздников. Порядок клейм: 1. Рождество Богоматери 2. Введение во храм 3. Благовещение 4. Рождество Христово 5. Сретение 6. Крещение 7. Воскрешение Лазаря 8. Вход в Иерусалим 9. Распятие 10. Жены-мироносицы у гроба 11. Сошествие во ад 12. Уверение Фомы 13. Преполовение Пятидесятницы 14. Вознесение 15. Сошествие Святого Духа 16. Троица ветхозаветная 17. Успение Богоматери 18. Воздвижение Креста 19. Покров Богородицы 20. Рождество Иоанна Предтечи 21. Усекновение главы Иоанна Предтечи 22. Чудо в архангела Михаила Хонех 23. Огненное восхождение пророка Илии 24. Чудо Георгия о змие Икона из Суздаля - один из ранних примеров сочетания в житийных клеймах в едином ансамбле двенадцати важнейших праздников, главных Богородичных сцен (включая храмовый праздник Покрова), а также праздников наиболее чтимых святых. Вместе они достаточно полно отражают годовой богослужебный цикл. Особенностью композиций всех клейм является использование в них развернутых иконографических схем, подробность изображений и многофигурность, что не приводит к утрате их целостности и соразмерности.





Век:XVI. Место создания: Греция. Место хранения: Афон, монастырь Пантократор


Фрагмент. Христос и апостолы



Век:XVI. Место создания: Македония. Место хранения: Музей Македонии, Скопье



Век:XVI. Место создания: Россия. Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник




Иконографическая справка: Принято считать, что храмовый образ ярославского Спасо-Преображенского собора по иконографии повторяет "Преображение" начала XV в. круга Феофана Грека из Переславля-Залесского (ныне в Третьяковской галерее). От своего прототипа ярославский памятник отличается некоторыми деталями: отсутствуют сцены перенесения пророков Ильи и Моисея ангелами на Фаворскую гору; иначе сгруппированы персонажи в сцене "нисхождения" с горы; изменен жест Иакова, прикрывающего рукой рот, а не глаза, а в изображении Иоанна использована деталь, часто встречающаяся в иконах конца XV - начала XVI века (преимущественно новгородских) - развязавшаяся и падающая с ноги сандалия. Датировка иконы нуждается в уточнении. СИ. Масленипын, Е.П. Юдина, В.П.Митрофанов, В.И. Антонова, Н.Б. Розанова относят этот памятник к произведениям ярославской живописи и датируют 1516 годом - временем освящения ярославского Спасо-Преображенского собора. Г.В. Попов считает такую датировку сомнительной, отмечая, что стиль XVI века предстает здесь вполне сложившимся. И.П. Болотцева, первоначально принявшая раннюю дату, затем пересмотрела свою точку зрения, причислив икону к ярославским произведениям 1560-х годов.

Стилистическая справка: Лики с тонкими чертами и коричневыми обводками написаны сплавленным вохрением по темно-оливковому санкирю, с мелкими белильными движками. В соразмерных чертах и мягких формах угадывается влияние московской традиции. На одеждах лежат цветные пробела. Справа на группе "нисходящих" апостолов оставлен фрагмент поздней записи.




Фрагмент. Спаситель

Фрагмент. Пророк Моисей

Фрагмент. Ноги Спасителя

Фрагмент. Дерево и горки

Фрагмент. Дерево

Фрагмент. Апостолы

Фрагмент.



Век:XVI. Место создания: Россия. Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник




Иконографическая справка: На лицевой стороне иконы помещено изображение праздника, на оборотной - наиболее почитаемых святых церковного года.

Стилистическая справка: Плотное коричневое письмо ликов, жесткий, черный контур, усиление роли линейного рисунка, приобретающего калиграфический характер, широкое использование орнаментов, колорит, в котором господствуют темные охры и глухие зеленые и коричневе тона, характерные черты письма второй половины XVI века.





Век:XVI. Место создания: Россия. Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-художественный и архитектурный музей-заповедник



Век:XVI. Место создания: Россия. Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архтектурный и художественный музей-заповедник




Стилистическая справка: Икона точно воспроизводит иконографическую схему московского искусства 15 века





Век:XVI. Место создания: Россия. Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник




Стилистическая справка: Данная икона имеет ряд особенностей, известных в более ранних псковских памятниках, но до того не встречавшихся в иконах из праздничного ряда.





Век:XVI. Место создания: Россия. Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник




Иконографическая справка: В верхней части иконы изображен Спаситель в белом, украшенном золотым ассистом хитоне в окружении славы. Ему предстоят пророки Илия и Моисей, которых ангелы принесли к Фаворской горе. Илия изображен стоящим на облаке, а Моисей - во гробе. Внизу представлены пораженные увиденным, упавшие ниц апостолы. Слева изображено их восхождение на Фавор вместе с Христом, указывающим на вершину горы, а справа - нисхождение апостолов с Фавора, причем Спаситель благословляет их хранить молчание об увиденном до Его Воскресения. Извод с "восходящими" и "нисходящими" с горы апостолами появляется в византийской живописи не позднее XII века и получает распространение в XIII- XIV веках. Евангельский сюжет о восхождении Иисуса Христа с учениками на гору Фавор, где Он предстал в сиянии Фаворского света, явив миру Божественную сущность Бога Сына, в основе сохраняет традиционную иконографическую схему ("рублевскую легенду"). Иисус Христос в белых светящихся одеждах изображен стоящим на вершине горы в круглой капсуле-мандорле, с предстоящими Ему ветхозаветными пророками Ильей и Моисеем. Пораженные видом преображения Христова апостолы Иоанн и Иаков пали ниц. Только Петр устоял на ногах, в страхе и изумлении взирает он на свершившееся явление. Но в соответствии с нормами своего времени мастер храмовой иконы из Преображенской церкви как бы развивает сюжет во времени, введя в композицию дополнительные сцены принесения пророков ангелами, восхождения на гору и нисхождения с горы Христа с апостолами.

Стилистическая справка: Особенность храмового образа церкви Преображения - необычное построение композиции с ярко выраженным пространственным перепадом между верхней и нижней зонами и масштабным контрастом в изображении фигур и пейзажного фона. Горки представлены обобщенно, нарочито большими, с крупными геометрическими белильными лещадками, которые придают иконе особую декоративность. Фигуры же наоборот миниатюрны и утонченны, с хорошо выписанными ликами и одеждами. По мнению большинства исследователей, эта икона, как и весь иконостас, была выполнена мастерами, связанными с одним из северных художественных центров, возможно белозерскими иконописцами. Он датируется 1595 годом, временем постройки и освящения храма. А.А. Рыбаков отмечает стилистическое сходство "Преображения" с иконой Иоанна Предтечи. Примечательна повышенная декоративность иконы, которую сообщают ей образующие своеобразный узор белильные лещадки горок, выполненные в виде чередующихся рядов четырехугольных отметин и круглых точек - "жемчугов". Объем горок подчеркнут киноварными и голубоватыми тенями. Это любовное отношение к узорности, к декоративной игре форм произведения роднит кирилловское "Преображение" с большой группой икон XVI в., происходящих с Верхней Волги, Шексны, Мологи и Белоозера. Возможно, высказанное в литературе предположение о белозерском происхождении мастеров, написавших иконы для церкви Преображения Кирилло-Белозерского монастыря, не лишено оснований.





Преображение, Тайная вечеря
Век:XVI. Место создания: Греция. Место хранения: Соборный храм монастыря Пантократор на Афоне, Греция




Иконографическая справка: Данная икона является частью эпистелия Соборного храма монастыря Пантократор на Афоне.





Век:XVII. Место создания: Россия. Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник



Век:XVII. Место создания: Греция. Место хранения: Афон, монастырь Пантократор



Век:XVII. Место создания: Россия. Место хранения: Сольвычегодский государственный историко-художественный музей




Иконографическая справка: Вместе с традиционным изображением центральной фигуры Христа в белых одеждах в центре и поверженных трех апостолов, а также апостолов восходящих и нисходящих со Христом, в правом нижнем углу изображен гроб пророка Моисея в скале и изведение ангелом Моисея от гроба. В левом верхнем углу - пророк Илия, несомый по небу ангелом.





Век:XVII. Место создания: Россия. Место хранения: Частное собрание М.В.Е.



Век:XVII. Место создания: Россия. Место хранения: Карельский музей изобразительного искусства в Петрозаводске



Преображение (с монастырем и донаторами)
Век:XVII. Место создания: Греция. Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва




Иконографическая справка: Композиция двухчастная. Композиция Преображения - в верхней части. По сторонам от него - святые и донаторы с надписями: св. Каллист; Ионнакий, брат императора; император Алексей; Господин Анфим Константинопольский; Ананий игумен; Господин Паисий, Печский патриарх; Парпулас. В нижней части надписи обозначают храмы, хозяйственный строения и прочее в окрестностях монастыря: Св. Онуфрий; Св. Димитрий; мельница; Св. Бессребреники; Св. Апостолы; источник; огород; хранилище судов; Панагия; кладбище; беседка; склад. Подробности об изображенных лицах: Поствизантийская живопись, с. 231-232.

Стилистическая справка: Голубой фон фигур предстоящих, форма катуша с храмовым образом, детализация рисунка, интерес к жанру свидетельствуют о том, что икона создана в 18 веке, скорее всего в его середине.





Преображение, Сошествие во ад
Век:XVII-XVIII. Место создания: Россия. Место хранения: Церковный историко-археологический музей Костромской епархии




Иконографическая справка: Иконы обтесаны по бокам в связи с подгонкой в новый иконостас, при этом последовательность расстановки икон в ряду была нарушена. Иконы происходят из единого комплекса с иконой «Спас Смоленский». В старом храме, очевидно, стояли в праздничном ряду главного иконостаса.

Стилистическая справка: В разделках использованы белила двух оттенков, что характерно для художественной традиции Галича.





Век:XVIII. Место создания: Россия. Место хранения: Частное собрание, Москва




Иконографическая справка: В иконе использована наиболее подробная иконографическая схема праздника, включающая сцены восхождения и нисхождения Христа с апостолами на гору Фавор и перенесения на облаках пророков Моисея и Илии ангелами. Слева на горе, за фигурой Моисея, изображена отверстая гробница, а за Илией, в верхнем правом углу, - рай. Эти детали указывают, что Моисей был поднят ангелом от гроба, а Илия взят из рая. Изображения гроба и рая, появившиеся в иконографии Преображения не ранее XVII века, встречаются редко. В костромской традиции их использование прослеживается со второй половины XVII века.

Стилистическая справка: Икона относится к одним из самых ранних известных произведений Василия Никитина Вощина, заметно отличающихся по стилю от работ зрелого периода.





Век:XVIII. Место создания: Россия. Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Ипатьевский монастырь"




Иконографическая справка: Иконография иконы комплекса из иконостаса церкви села Верхний Березовец отличается архаичными чертами.

Стилистическая справка: В стиле иконы подражание столичной манере (имитация живоподобия в ликах, цветовой строй) сочетается с характерными чертами народной иконы
Tags: #икона, #иконография, #праздники православные
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments