Силуан Иеромонах (siluan_ierom) wrote,
Силуан Иеромонах
siluan_ierom

Плачущие ангелы Новосибирска – история разрушенных храмов. Часть 2.

ПЛАЧУЩИЕ АНГЕЛЫ НОВОСИБИРСКА – ИСТОРИЯ РАЗРУШЕННЫХ ХРАМОВ. часть 2.окончание.

Андрей Сегеда .Часть 1 здесь:
http://siluan-ierom.livejournal.com/87773.html

Источник: Православие.Fm





Успенская церковь

Церковь Успения Пресвятой Богородицы располагалась на дальнем городском кладбище, где сейчас находится парк Берёзовая роща. Этот парк, как и Центральный, размещён прямо на месте захоронений, многие из которых никуда не стали перемещать.

Сейчас здесь действует новопостроенный Успенский храм, но он расположен не на прежнем месте. Первый Успенский храм находился примерно там, где сегодня находится «Дачная академия» — она же «Городской центр садоводства».

Успенский храм на новом кладбище был воздвигнут в 1925 году. Он также был деревянным со связанной с храмом колокольней.

В 1937 году первый настоятель Успенского храма иерей Илья Копылов был арестован и расстрелян вместе с другими 15-ю верующими. В то же году при храме похоронили первого новосибирского архиерея – митрополита Никифора (Асташевского).

В 1943 году Успенский храм даже ненадолго стал кафедральным – здесь до открытия Вознесенского собора служил митрополит Варфоломей (Городцев). В годы войны при храме собирали средства в Фонд обороны и православная община отдала на борьбу с врагом 1138862 рубля.

В 1961 году власти постановили ликвидировать церковь и кладбище. Храм был разрушен за одну ночь. А в 1968 году здесь появился парк.

Никольский храм новосибирского гарнизона

Воинский храм Новониколаевска был посвящён святителю Николаю Чудотворцу. Он находился на современной Тополёвой улице, приблизительно на месте её пересечения с улицей Воинской.

Второй в городе кирпичный храм построили по типовому проекту военных церквей за 37 000 рублей, выделенных из казны в 1913 году. Освящал храм его настоятель – военный священник Николай Звездин.

В 30-е годы храм был закрыт и переоборудован под клуб. Позже в нём размещались различные организации. Здание храма достояло почти до конца 80-х, когда по распоряжению тогдашнего военного командования было снесено танками и сожжено только ради того, чтобы избежать его возвращения Церкви.

Храм Архистратига Михаила

В селе Усть-Иня, на территории современного Новосибирска, существовал и ещё один православный храм, посвящённый Архистратигу Михаилу.

Старое село было расположено возле железной дороги на Кузбасс, примерно на том месте, где сейчас находится правобережная развязка, ведущая на Бугринский мост с улицы Большевистской.

На этом правобережные храмы заканчиваются и мы переходим к рассмотрению церквей, которые находились на месте Левобережья.

Сейчас неподалёку существует одноимённый храм в здании бывшего кинотеатра, переданного Церкви (Большевистская 229).

Нижнечёмский храм Архистратига Михаила

Архангела Михаила, как и Николая Чудотворца, сибиряки чтут особо. Ещё один храм, также посвящённый начальнику небесных воинств и ныне не восстановленный на прежнем месте располагался в селе Нижние Чёмы. Примерно там в настоящее время находится район ОбьГЭС.

Собственно, на въезде на ГЭС и стоял храм. Как говорят старожилы – приблизительно на том месте, где позже было установлено мозаичное панно «Покорители Оби».

Деревянный храм был построен в 1914 году. В 1935-37 годах его закрыли, а в 1940 передали под клуб. Когда создавали площадку для строительства плотины в 1953 году, храм разобрали совсем, а из его брёвен построили клуб в посёлке Коммуна.

Ныне в районе ОбьГЭС организован мужской монастырь, главный храм которого посвящён Архистратигу Михаилу. От прежнего места он располагается примерно на 150 метров дальше по улице от въезда на плотину.

Храм святителя Николая Чудотворца в городе Обь

Нынешний город Обь можно уже считать скорее частью большого Новосибирска, чем самостоятельным образованием, ведь именно здесь располагается городской аэропорт, а с Новосибирском Обь связывает Транссиб и несколько крупных дорог. Во времена основания Новониколаевска на этом месте Оби располагалось село Толмачёво, а в нём — Никольский храм.

Сегодня в Оби существует храм во имя святого Лазаря Четверодневного, перестроенный из дома священника, бывшего при старом Никольском храме. Тот первый храм во имя святителя Николая Чудотворца не пережил богоборческого периода истории.

Построенный в 1910 году, он располагался на месте нынешней котельной при школе — как раз напротив храма святого Лазаря и поначалу был приписным к Никольскому храму села Кривощёково о котором будет сказано ниже.

В 30-е годы Ни кольский храм в Толмачёво был закрыт и передан под клуб, а впоследствии снесён.

Никольский храм села Кривощёково

Согласно современным изысканиям краеведов, село Кривощёково располагалось на левом берегу Оби непосредственно у реки примерно там, где сейчас находится железнодорожная насыпь и котлован, вырытый в период строительства Октябрьского моста.

Кривощёковская церковь была самой древней на территории теперешнего Новосибирска. Она появилась в селе ещё в 1824 году. А спустя 60 лет местные жители решили обновить и расширить её.

В качестве проекта собирались использовать типовой план №10 из альбома Высочайше утверждённых в 1849 году чертежей, но сохранившиеся обмеры 1893 года показали, что церковь была выполнена по другому оригинальному проекту.

Так выглядел Никольский храм Кривощёкова согласно рисунку-реконструкции:

Приход Никольской церкви был очень крупным. Он включал в себя несколько окрестных деревень, имел приписные церкви и на 1911 год составлял 7355 человек.

В 1894 году, при прокладке Транссиба, Свято-Никольская церковь попала в полосу отчуждения железной дороги, как и многие другие кривощёковские строения. Строители моста аккуратно разобрали её и перевезли в деревню Бугры, которая с этого момента стало селом.

Возле насыпи на станции Левая Обь сохранилось возвышение с остатками каменного фундамента, скорее всего принадлежавшего именно Никольскому храму. Учитывая то, что фундамент отстоит от насыпи на приличном расстоянии, возможно, храм мог бы оставаться на прежнем месте и не мешать строительству.

Кривощёково с потерей храма начало постепенно исчезать: часть жителей переселилась за реку в Новониколаевск, часть в Бугры, а часть в окрестные деревни. Этому способствовало не только строительство дороги, но и несколько лет обильных половодий, топивших ближайшие к воде постройки.

Деревня Бугры, куда переместился Никольский храм, располагалась совсем не там, где вы могли бы подумать — в районе Бугринской рощи, а значительно ближе к центру левого берега примерно в районе улицы Тульской — это в частном секторе неподалёку от крупных Немировича-Данченко и Ватутина.

В селе Бугринском церковь расположилась примерно в начале нынешней Тульской улицы и действовала до 1930-х годов, когда была закрыта и переоборудована в колонию. В 40-е годы храм сгорел и теперь на его месте пустырь.

Уцелели только дома священников, которые со временем были переоборудованы в Психиатрическую больницу №6 по адресу Тульская 83.

Храм при школе в селе Малое Кривощёково

Последний храм на левом берегу располагался в селе Малое Кривощёково. Сейчас на улице Прокопьевская, находящейся примерно на месте тогдашнего села, существует остановка «Малое Кривощёково», напоминающая о нём.

Кому был посвящён храм установить не удалось, однако известно. что он был построен при местной школе в 1916 году. Этот храм был довольно маленьким, о чём свидетельствует как небольшая сумма, которой хватило на его строительство (3000 рублей), так и срок постройки, составивший всего три месяца.

Послесловие

На этом можно завершить экскурс в историю разрушенных храмов Новосибирска, но хочется сказать ешё несколько слов о метафизике.

Господь сотворил для нас этот мир и всё что в нём. Сотворил и отдал нам в дар и пользование.

Когда мы строим Богу храмы, мы делаем это не для него, а скорее для себя. Это места, которые мы забираем из хозяйственного оборота ради того, чтобы показать Богу серьёзность наших намерений, нашу сыновнюю любовь и благодарность. Любовь и благодарность за ежедневно подаваемые нам блага. Именно поэтому каждый город на Руси начинался с храма.

Если уж мы не можем сейчас восстановить разрушенные святыни, на которых продолжают пребывать посланные Богом ангелы, то городским властям следовало бы как минимум отметить эти места мемориальными табличками, чтобы в народе не исчезала память об истории нашего города и его сакральных мест. Такую мысль неоднократно высказывал новосибирский историк-краевед Евгений Александрович Шабунин, оказавший большую помощь в написании этой статьи и автор присоединяет к его голосу свой голос.

В ныне разрушенных церквях молились наши предки, а в церковных оградах были похоронены многие основатели города, которые, несомненно, достойны народной памяти.

1 часть здесь: http://siluan-ierom.livejournal.com/87773.html


Андрей Сегеда

Источник: Православие.Fm

1 октября 2016 г.

http://www.pravoslavie.ru/97492.html

Tags: #разрушенные храмы, #храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments