Силуан Иеромонах (siluan_ierom) wrote,
Силуан Иеромонах
siluan_ierom

Саровская пустынь. Как жил один из известнейших монастырей. Свидетельства очевидцев. Часть 3.

Уставная жизнь братии. Свидетельства очевидцев, посещавших Саровскую пустынь (1-я пол. XIX – нач. XX вв.)- часть 3.

Иеромонах Павел (Дудоров), преподаватель Ставропольской Духовной семинарии
Примечания - интересные.
[1] Муравьев, Андрей Николаевич, русский духовный писатель, поэт, драматург, церковный и общественный деятель. Интернет ресурс: http://www.bogoslov.ru/bv/text/39148/index.html

[2] По свидетельству А. Царевского в нижнем храме во имя свв. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев (Верхний храм - Преображенский) «ежедневно совершается богослужение; кроме того, в нижний именно храм в течение почти всего года вся братия монастыря собирается ежедневно на вечернее монашеское правило». Царевский А. Два дня в Сарове. Очерк из каникулярных наблюдений и впечатлений. // Православный собеседник. Март 1893. С. 165. см. также Архангелов С.А. Старец Серафим и Саровская пустынь. Спб. 1903. С. 188.

[3] «Короткая» монашеская мантия, если ее надеть, достигает по своей длине до пояса. К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). С.М.А. Поездка в Саров. М., 2006. С. 446.

[4] Здесь автор говорит о молитвенных возглашениях («Господи, помилуй») на повечерии, которые читались чтецом 40 раз. Весьма характерно, что они произносились «неспешно, и с поклонами» (видимо, поясными). Вполне возможно, что в данном случае на подобную традицию произношения повлияло «келейное правило», на котором также «неспешно» проговаривалась каждая молитва Иисусова с земным или поясным поклоном.

[5] Муравьев А.Н. Письма о богослужении. Том 2. М., 1993. С. 32-33.

[6] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Священник Петр Поляков. Под сенью благодати. (Из путевых набросков и впечатлений паломника.) М., 2006.
С. 209.

[7] Муравьев А.Н. Письма о богослужении. Том 2. М., 1993. С. 34.

[8] «Молитвенным духом исполнено и строго выдержанное, задушевное пение, и раздельное, внятное чтение. Вообще богослужение в Сарове производит величественное, глубоко религиозное впечатление». Православныя русския обители. Репринт 1910. Спб. 1994. С. 420.

[9] Царевский А. Саровская пустынь в ея прошлом и настоящем // Православный Собеседник. 1893. С. 270.

[10] Царевский А. Два дня в Сарове. Очерк из каникулярных наблюдений и впечатлений. // Православный собеседник. Март 1893. С. 176-177.

[11] Алексей Александрович Царевский – писатель, сын протоиерея Тамбовской губ., род. в 1855 г. Образование получил в Казанской Духовной академии, где затем занимал кафедры: славянских наречий и истории иностранных литератур, кафедры славянского языка, палеографии и истории русской словесности. Сотрудничал главным образом в журнале Казанской академии «Православном собеседнике». Отдельно изданные главные его труды: «Значение просветительных трудов св. Кирилла и Мефодия в славяно-русской жизни и истории» (1885); «Св. Иоанн Дамаскин как православный богослов и церковный христианский песнопевец» (1891; изд. второе, 1901); «Святая четыредесятница и Страстная седмица» (1893); «Светлое Христово Воскресение и празднование его в Церкви Православной» (1897); и др. Интернет ресурс: http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/13624

[12] Царевский А. Два дня в Сарове. Очерк из каникулярных наблюдений и впечатлений. // Православный собеседник. Март 1893. С. 161.

[13] Царевский А. Два дня в Сарове. Очерк из каникулярных наблюдений и впечатлений. // Православный собеседник. Март 1893. С. 161.

[14] Казанский П. Очерк жизни архимандрита Антония наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1878. С. 9. Сам архимандрит Антоний так выразил собственное отношение к словам уставщика: «Все существо мое прочувствовало эти слова, говорил о. Антоний, и звучат оне доселе во мне всегда, с этой минуты одушевляя меня при чтении церковном. После слов уставщика зачитал я кафизму уже без робости, но весь объятый сознанием высокаго значения чтеца церковнаго – посредника между Господом Богом и молящимися в храме».

[15] Саровская пустынь. Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. Составлено по материалам одноименного «издания для народа» Михаила Макаревского (1903 г.) Н. Новгород. 2006. С. 43.

[16] Описание Сатисо-градо-Саровской пустыни, выбранное из разных записей и указов, в оной пустыни хранящихся. М., 1866. С. 93.

[17] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). С.М.А. Поездка в Саров. М., 2006. С. 444.

[18] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). С.М.А. Поездка в Саров. М., 2006. С. 448.

[19] Стиховна (ο στιχος) – собрание стихир, предваряемых тропарем без запева, поемых или читаемых после сугубой ектении и литии, а иногда и на утрене после канона. Григорий Дьяченко свящ. Полный церковно-славянский словарь. М., 2006. С. 663. Т.о. «стиховну» представляли в современном понимании «стихиры на стиховне», совершаемые на вечерни и на утрени.

[20] Описание Сатисо-градо-Саровской пустыни, выбранное из разных записей и указов, в оной пустыни хранящихся. М., 1866. С. 92.

[21] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). С.М.А. Поездка в Саров. М., 2006. С. 445. См. также ЦГАРМ Ф. 1. Оп. 4. Д. 18. Л. 30об.

[22] Упомянутая практика относится ко времени управления пустынью игуменом Нифонтом. К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Н. Аксакова. Отшельник. 1-ой четверти XIX столетия и паломники его времени. (Из детских воспоминаний о преподобном Серафиме Саровском.) М., 2006. С. 64. Саровская общежительная пустынь. Подробное описание. М. 1908. С. 232. Архив Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского монастыря. № 2855. Краткий месяцеслов, праздничный, с указаниями служб, по уставу Саровской Пустыни. 1915. Смотрите исследование данного архивного памятника в «Богослужебно-уставном аспекте».

[23] Монахи пели старообрядно, «по крюкам»: «Пение в Сарове было совершенно особое, столбовое. Нот не признавали, пользовались крюками». Дивеевские предания. Серафима (Булгакова), монахиня. «Из Саровской жизни». М., 1996. С. 60.

[24] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Д. Деменков. Саровская пустынь в 1823 году. (Из путевых записок). М., 2006. С. 28. Отличительными, самобытными чертами Саровского пения были «безыскуственность, душевность и какая-то хватающая за сердце тихая заунывность». К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Священник Петр Поляков. Под сенью благодати. (Из путевых набросков и впечатлений паломника.) М., 2006. С. 187.

[25] Описание Сатисо-градо-Саровской пустыни, выбранное из разных записей и указов, в оной пустыни хранящихся. М., 1866. С. 91. Саровская пустынь. Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. Составлено по материалам одноименного «издания для народа» Михаила Макаревского (1903 г.) Н. Новгород. 2006. С. 43.

[26] Царевский А. Два дня в Сарове. Очерк из каникулярных наблюдений и впечатлений. // Православный собеседник. Март 1893. С. 161. Особое «крюковое» пение в Сарове действительно настолько поражало слушателей, что впечатление от него могло быть даже и таким своеобразным: «Пели громко, прямо кричали. Напевы держались древние, протяжные, напоминали голос ветра, гулявшего по обширному Саровскому лесу». Дивеевские предания. Серафима (Булгакова), монахиня. «Из Саровской жизни». М., 1996. С. 60.

[27] Описание Сатисо-градо-Саровской пустыни, выбранное из разных записей и указов, в оной пустыни хранящихся. М., 1866. С. 91.

[28] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Священник Петр Поляков. Под сенью благодати. (Из путевых набросков и впечатлений паломника.) М., 2006. С. 187.

[29] Царевский А. Два дня в Сарове. Очерк из каникулярных наблюдений и впечатлений. // Православный собеседник. Март 1893. СС. 161-162.

[30] «...пение Саровской обители, с начала и до конца богослужения, вполне и совершенно овладевают чувствами богомольца и держит их в своей подавляющей власти долго-долго по окончании службы, даже по оставлении богомольцем святой обители». А вот весьма красочное впечатление одного из паломников: «Да... Будто и просто...на мужицкий лад, словно, смахивает, - а за душу так берет, что готов умереть хоть сейчас здесь... Истинно, как среди чинов небесных!..». К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Священник Петр Поляков. Под сенью благодати. (Из путевых набросков и впечатлений паломника.) М., 2006. СС. 188-189.

[31] Протоиерей Серафим Александрович Архангелов. Родился 29 января 1868 г. в с. Никольское-Кобылино Арзамасского у. Нижегородской губ. В 1892 окончил Казанскую ДА, кандидат богословия. Интернет ресурс: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?4_2858

[32] Архангелов С.А. Старец Серафим и Саровская пустынь СПб., 1903. СС. 176, 190.

[33] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). С.М.А. Поездка в Саров. М., 2006. С. 444.

[34] Следует заметить «строгость устава и жизнь братии», очевидцами, посещавшими Саровский монастырь, напрямую ставилась с «высокой степенью духовного совершенства» являвшейся в истории обители: «пустынь сия могла подняться на ту высокую степень духовного совершенства, на которой еще стоит доныне строгостью своего устава и жизнью братии». К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). А.Н. Муравьев. Саровская пустынь. М., 2006. С. 105.

[35] Царевский А. Саровская пустынь в ея прошлом и настоящем // Православный Собеседник. 1893. С. 257.

[36] По свидетельству одного из Саровских насельников к постригу допускали лишь «достойных» и само монашество доставалось по букв. выражению послушника «Большим трудом и потом, как говорится, и кровью. Да иначе и нельзя. Что ж, разве монашество шутка?». К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Священник Петр Поляков. Под сенью благодати. (Из путевых набросков и впечатлений паломника.) М., 2006. С. 214.

[37] Царевский А. Саровская пустынь в ея прошлом и настоящем // Православный Собеседник. 1893. СС. 269, 275.

[38] В жизнеописании иеросхимонаха Иоанна, написанном им в летописи Саровской, автор называл себя так для того, чтобы сокрыть свои подвиги. Смотрите подробно об этом в биографии основателя Саровской пустыни.

[39] Паломники видели в общежительной братии «людей не от мира сего», сумевших подавить в себе греховные страсти. Царевский А. Саровская пустынь в ея прошлом и настоящем // Православный Собеседник. 1893. С. 267.

[40] Вот пример подобных послушаний: раздача сухариков на пустынке преподобного Серафима, «хлебодара», монастырского «вратарника», «пчельника». Чудеса преподобного Серафима в записях монахов Саровской пустыни. М., 2006 г., Дивеевские предания. Зоя Пестова, «Поездка в Саров». М., 1996. С. 348., К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево.
(1823-1927). Д. Деменков. Саровская пустынь в 1823 году. (Из путевых записок). М., 2006. С. 17.

[41] Благоустройство распространялось как на все «пространство внутри монастыря», которое было заполнено в обители «цветниками, палисадниками и изрезано в разных направлениях выстланных гладким плитняком дорожками, так и на лесной бор около обители, напоминавший скорее «единственный в своем роде» «грандиозный парк» благодаря «узеньким просекам», сделанным «в нем по разным направлениям (…) просеки эти, - как пишет А. Царевский, - производят оригинальное и в высшей степени красивое впечатление абсолютно правильных, прямых и для глаза безконечных аллей». Царевский А. Два дня в Сарове. Очерк из каникулярных наблюдений и впечатлений. // Православный собеседник. Март 1893. СС. 160, 154. Все это создает не только «благоприятное впечатление уютности» и «красоты», как пишет автор-очевидец, но и, на наш взгляд, показывает чрезвычайную дотошность и скрупулезность в послушаниях Саровской братии, свидетельствующих о том, что как в духовном отношении (в особенности в богослужении) они стремились все довести до совершенства, так и во внешних делах действовали по тому же принципу и устремлению.

[42] «Послушание поставляется главнейшей обязанностью инока». Саровская пустынь. Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. Составлено по материалам одноименного «издания для народа» Михаила Макаревского (1903 г.) Н. Новгород. 2006. С. 44.

[43] В РГБ Ф. 172. (Московская Духовная Академия) есть указание на то, что Д. Деменков написал свое произведение в кон. 1830 – 1840 гг. Интернет ресурс:http://dlib.rsl.ru/viewer/01004721298#?page=1471

[44] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Д. Деменков. Саровская пустынь в 1823 году. (Из путевых записок). М., 2006. С. 29.

[45] См. гл. 19. «О благочинии при общих и частных послушаниях». Устав общежительныя Сатисо-Градо-Саровския пустыни, преданный основателем и первоначальником оной иеромонахом Исаакием, в схиме Иоанном. М., 1897. СС. 36-38.

[46] Главы 7, 9, 12 особенно подчеркивают запрещение разговаривать братии друг с другом как во время трапезы и после повечерия с правилом, так и во всех остальных случаях, кроме случаев «нужнейших и на общую пользу». Устав общежительныя Сатисо-Градо-Саровския пустыни, преданный основателем и первоначальником оной иеромонахом Исаакием, в схиме Иоанном. М., 1897. СС. 17. 18. 22.

[47] Царевский А. Саровская пустынь в ея прошлом и настоящем // Православный Собеседник. 1893. С. 267.

[48] Фомин С. Свете тихий. Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). Т. 1. М., 1996. С. 396.  «И что характерно, игумен Иерофей был против открытия святых мощей, предполагая, что огромное стечение народа, последующее открытию, нарушит строгую пустынническую жизнь саровских монахов». Дивеевские предания. Серафима (Булгакова), монахиня. «Из Саровской жизни». М., 1996. С. 56.

[49] «По уставу (богослужебному – авт.) иноки много времени посвящают молитве. Богослужение в Саровской пустыни отличается продолжительностью, и подобное ему можно встретить еще только в Киево-Печерской Лавре». Саровская пустынь. Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. Составлено по материалам одноименного «издания для народа» Михаила Макаревского (1903 г.) Н. Новгород. 2006. С. 43. По свидетельству очевидцев, приезжавших в пустынь, отдых для братии обители между службами был «очень не велик» (около полутора часов). Царевский А. Два дня в Сарове. Очерк из каникулярных наблюдений и впечатлений. // Православный собеседник. Март 1893. С. 163.


Окончание 3 части.
Продолжение здесь :http://siluan-ierom.livejournal.com/91986.html

Здесь 1 часть : http://siluan-ierom.livejournal.com/91291.html
Здесь 2 часть : http://siluan-ierom.livejournal.com/91403.html


Оригинал взят : http://monasterium.ru/monashestvo/2013-06-03-11-29-20/ustavnaya-zhizn-bratii-svidetelstva-ochevidtsev-poseshchavshikh-sarovskuyu-pustyn-1-ya-pol-xix-nach-xx-vv-/
Tags: #Саровская пустынь, #монастыри
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments