Силуан Иеромонах (siluan_ierom) wrote,
Силуан Иеромонах
siluan_ierom

Саровская пустынь. Как жил один из известнейших монастырей. Свидетельства очевидцев. Часть 4.

Уставная жизнь братии. Свидетельства очевидцев, посещавших Саровскую пустынь (1-я пол. XIX – нач. XX вв.)-
часть 4- окончание.

Иеромонах Павел (Дудоров), преподаватель Ставропольской Духовной семинарии
Примечания - интересные.
[50] Царевский А. Саровская пустынь в ея прошлом и настоящем // Православный Собеседник. 1893. С. 268.

[51] Царевский А. Саровская пустынь в ея прошлом и настоящем // Православный Собеседник. 1893. СС. 268-269.

[52] Царевский А. Саровская пустынь в ея прошлом и настоящем // Православный Собеседник. 1893. С. 254.

[53] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Д. Деменков. Саровская пустынь в 1823 году. (Из путевых записок). М., 2006. С. 30.

[54] Крестьяне, привыкшие к тяжелому труду, могли вполне естественно переносить тяготы многоразличных послушаний в монастыре и соединять при этом продолжительную молитву в храме.

[55] Количество братии и послушников в Саровской пустыни было уже более ста человек к концу XVIII в. По статистике в 1903 г. в обители находилось 70 монашествующих и 240 послушников. Саровская пустынь. Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. Составлено по материалам одноименного «издания для народа» Михаила Макаревского (1903 г.) Н. Новгород. 2006. С. 43.

[56] В этом отношении вполне понятно становится повествование из жития прп. Серафима Саровского, когда в нем говорится о его иеродиаконском служении: «Господь, видя ревность и усердие к подвигам, даровал о. Серафиму силу и крепость, так что он не чувствовал утомления, не нуждался в отдыхе…». Серафим (Чичагов). архим., Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Спб. 1903. ч. Ι. С. 51.

[57] Царевский А. Саровская пустынь в ея прошлом и настоящем // Православный Собеседник. 1893. С. 269.

[58] Братия шли в трапезу после поздней литургии. Дивеевские предания. Серафима (Булгакова)., монахиня. «Из Саровской жизни». М., 1996. С. 58.

[59] Подобная традиция сохранилась в монастырях и до сегодняшнего времени.

[60] Описание Сатисо-градо-Саровской пустыни, выбранное из разных записей и указов, в оной пустыни хранящихся. Второе издание. М., В типографии П. Бахметева, на малой Дмитровке № 14., 1866. С. 95.

[61] В обычное время поздняя Литургия, после которой братия идет в трапезу заканчивалась в Саровском монастыре «в двенадцатом часу». К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Д. Деменков. Саровская пустынь в 1823 году. (Из путевых записок). М., 2006. С. 28.

[62] См. для сравнения ЦГАРМ Ф. 1. Оп. 2. Д. 111. Л. 18. Часть 1.

[63] Вместимость монастырской трапезы составляла 500 человек. Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. Составлено по материалам одноименного «издания для народа» Михаила Макаревского (1903 г.) Н. Новгород. 2006. С. 44.

[64] На стенах были «портреты разных архиереев». К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Д. Деменков. Саровская пустынь в 1823 году. (Из путевых записок). М., 2006. С. 28.

[65] По свидетельству очевидцев чтение происходило за аналоем, который находился в самой середине трапезы. К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Н. Аксакова. Отшельник. 1-ой четверти XIX столетия и паломники его времени. (Из детских воспоминаний о преподобном Серафиме Саровском.) М., 2006. С. 62. Само помещение трапезы сохранилась до настоящего времени. На основании собственных наблюдений можно сказать следующее: она действительно представляет большую круглую залу и что самое интересное, когда находишься в ней в самом центре, то при разговоре все помещение отдает такой мощной акустикой, что даже не требуется очень сильно повышать голос. Именно поэтому там и находился чтец, который, что вполне логично, стоял лицом к столу настоятеля. Братия сидели «вдоль стены», а настоятель со старшей братией за отдельным столом: «…все (братия – авт.) расположились кругообразно вдоль стены (трапезы – авт.) один только стол настоятеля со старшею братиею поставлен был особо во главе всех простив входа». К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). А.Н. Муравьев. Саровская пустынь. М., 2006. С. 111.

[66] В обычные дни читались «поучения из жития святых». Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. Составлено по материалам одноименного «издания для народа» Михаила Макаревского (1903 г.) Н. Новгород. 2006. С. 44.

[67] Звон в колокольчик производился настоятелем или старшим после него иеромонахом. ЦГАРМ Ф. 1. Оп. 2. Д. 111. Л. Часть 1. «Сам настоятель пустыни, о. игумен Рафаил, не присутствовал в этот день за общею трапезою только потому, что занят был приемом почетнаго посетителя - г. тамбовскаго губернатора». Царевский А. Два дня в Сарове. Очерк из каникулярных наблюдений и впечатлений. // Православный собеседник. Март 1893. С. 162.

[68] «При перемене пищи настоятель звонит колокольчик, привешиваемый в углу подле места, им занимаемаго». К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Д. Деменков. Саровская пустынь в 1823 году. (Из путевых записок). М., 2006. С. 28.

[69] Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. Составлено по материалам одноименного «издания для народа» Михаила Макаревского (1903 г.) Н. Новгород. 2006. С. 44.

[70] «…кушанье не раздается каждому особенно, но по четыре человека едят вместе из одной посуды…». К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Д. Деменков. Саровская пустынь в 1823 году. (Из путевых записок). М., 2006. С. 28.

[71] «Под тускло освещенными сводами раздавался только монотонный голос чтеца, да сдержанное
шарканье по каменному полу туфель служек, разносивших кушанье в деревянных чашках и на деревянных же лотках». К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Н. Аксакова. Отшельник. 1-ой четверти XIX столетия и паломники его времени. (Из детских воспоминаний о преподобном Серафиме Саровском.) М., 2006. СС. 62-63.

[72] По обычаю Саровской пустыни «после молитвы все подходят к игумену, получают частицу «панагии» и расходятся на отдых». В данном случае, ввиду того, что игумен обители отсутствовал, за него раздавал частицы от панагии старший иеромонах. Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. Составлено по материалам одноименного «издания для народа» Михаила Макаревского (1903 г.) Н. Новгород. 2006. С. 44.

[73] Царевский А. Два дня в Сарове. Очерк из каникулярных наблюдений и впечатлений. // Православный собеседник. Март 1893. СС. 162-163.

[74] Устав общежительныя Сатисо-Градо-Саровския пустыни, преданный основателем и первоначальником оной иеромонахом Исаакием, в схиме Иоанном. М. 1897 г. С. 18.

[75] Прокормление лиц женского пола также было в обители, однако это было, по всей вероятности, в четырех монастырских гостиницах: «два дома для простонародья», купеческая и дворянская гостиницы. Царевский А. Два дня в Сарове. Очерк из каникулярных наблюдений и впечатлений. // Православный собеседник. Март 1893. С. 158. См. также Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. Составлено по материалам одноименного «издания для народа» Михаила Макаревского (1903 г.) Н. Новгород. 2006. С. 44. «Два дома для простонародья» назывались еще общим названием «черная» гостиница. «…в каждой (из гостиниц – авт.) предлагается паломникам на время пребывания в монастыре бесплатный приют, освящение, пища и самовар». В гостиницах, согласно общим свидетельствам паломников, посещавших обитель, также был распорядок правил. К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). С.Н.Р. У отца Серафима. (Рассказ паломника-семинариста.) М., 2006. СС. 147, 148.

[76] Устав общежительныя Сатисо-Градо-Саровския пустыни, преданный основателем и первоначальником оной иеромонахом Исаакием, в схиме Иоанном. М. 1897 г. С. 17.

[77] ЦГАРМ Ф. 1. Оп. 2. Д. 111. Л. 18. Часть 1.

[78] Очень красочно и выразительно повествует об этом Д. Деменков в своих воспоминаниях. К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Д. Деменков. Саровская пустынь в 1823 году. (Из путевых записок). М., 2006. СС. 31-32. Следует заметить, что доброжелательное и охотное странноприимство в обители, по-видимому, не заключало в себе каких-либо правил для паломников в то время. Однако после прославления преподобного Серафима подобная древняя монастырская традиция приобрела уже несколько иной характер, выраженный в строгой регламентации поведения паломников на территории обители. Дивеевские предания. Зоя Пестова, «Поездка в Саров». М., 1996. С. 348. Чрезмерное многолюдство, таким образом, не могло не оказать своего отрицательного воздействия на внутреннее состояние общежительной жизни обители.

[79] Царевский А. Два дня в Сарове. Очерк из каникулярных наблюдений и впечатлений. // Православный собеседник. Март 1893. С. 158. Послушники ясно осознавали свое послушание как ответственное дело перед Богом, как необходимую обязанность. См. К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Священник Петр Поляков. Под сенью благодати. (Из путевых набросков и впечатлений паломника.) М., 2006. С. 186.

[80] Вот как описывает их в своих воспоминаниях одна приехавшая в Саров девушка: «Они (дети – авт.) (…) быстро, точно выполняли приказания старшего седого монаха, смотря ему в глаза. Не шалили. Видно, было строго: «По восемь часов бегают! – пояснил о. Паисий, - и все в чистоте и порядке держат». Дивеевские предания. Зоя Пестова. «Поездка в Саров». М., 1996., С. 349.

[81] Саровская пустынь. Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. Составлено по материалам одноименного «издания для народа» Михаила Макаревского (1903 г.) Н. Новгород. 2006. С. 45.

[82] «Число приходящих больных составляет до 6000 человек ежегодно, из которых свыше пяти тысяч - богомольцы и окрестные жители. Все приходящие больные снабжаются от монастырской больницы перевязочным материалом, лекарствами и посудой бесплатно. На покупку лекарств обитель ежегодно расходует до двух тысяч рублей». Саровская пустынь. Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. Составлено по материалам одноименного «издания для народа» Михаила Макаревского (1903 г.) Н. Новгород. 2006. С. 45.

[83] «Этот обычай имел особенно широкое применение при игумене Исаии, когда братия дарила неимущим полушубки, рукавицы, теплые шапки, сапоги и прочее». Саровская пустынь. Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. Составлено по материалам одноименного «издания для народа» Михаила Макаревского (1903 г.) Н. Новгород. 2006. С. 46.

[84] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Д. Деменков. Саровская пустынь в 1823 году. (Из путевых записок). М., 2006. С. 32.

[85] В Саровской обители постоянно совершалось последование парастаса «об упокоении Первоначальника обители иеросхимонаха Иоанна, современников ея основания – монахов Паисия, Серафима, Феолога, Феогноста и прочихъ о Бозе с ними желавших душевнаго спасения, а также … Настоятелей и всех в Бозе почивших отец и братий обители. Саровская общежительная пустынь. Подробное описание. М. 1908. С. 232.

[86] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). А.Н. Муравьев. Саровская пустынь. М., 2006. С. 121. Лучшие исторические примеры многочисленной монастырской братии показывают, что насельники обители Саровской были проникнуты не только «духом пустыннолюбия», и остальными подлинными иноческими добродетелями. Примером этому служит не раз упоминаемый в нашей работе «Саровский патерик».

[87] Саровская пустынь. Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. Составлено по материалам одноименного «издания для народа» Михаила Макаревского (1903 г.) Н. Новгород. 2006. С. 43. В этом отношении нельзя не привести пример свидетельства одного из саровских монахов (в нач. XX в. – авт.) о необходимости исполнения некоторого правила киновийного типика своей обители. Речь идет о запрете беседовать после повечерия, на котором совершалось церковное правило: Слова монаха: «Извините, господин, я сегодня больше беседовать не могу; по уставу после правила я совсем не должен говорить...». К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Священник Петр Поляков. Под сенью благодати. (Из путевых набросков и впечатлений паломника.) М., 2006. С. 211.

[88] «…жизнь в Саровской пустыни сложилась истинно монашеская, строго пустынническая – богомольная и трудовая». Саровская пустынь. Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. Составлено по материалам одноименного «издания для народа» Михаила Макаревского (1903 г.) Н. Новгород. 2006. С. 46.

[89] Есть свидетельство и более раннее (2 пол. XIX в. – авт.) о строгой и постоянной направленности в исполнении «предания» первоначальника обители: «Соблюдение даннаго ей устава для управления и руководства внутренней, духовной жизни, доселе содержится нерушимо». Описание Сатисо-градо-Саровской пустыни, выбранное из разных записей и указов, в оной пустыни хранящихся. М., 1866. С. 89.

[90] Саровская пустынь. Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. Составлено по материалам одноименного «издания для народа» Михаила Макаревского (1903 г.) Н. Новгород. 2006. С. 44.

[91] Левицкий Н. Житие, подвиги, чудеса и прославление преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 2007. С. 21.

[92] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). С.М.А. Поездка в Саров. М., 2006. С. 443.

[93] Житие мученика Евгения Николаевича Погожева (Поселянина) см. Интернет ресурс:http://www.pravoslavie.ru/put/040326122124.htm

[94] Преподобный Серафим Саровский. Мюнхен-Москва. 1993. С. 19. см. также Саровская пустынь. Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. Составлено по материалам одноименного «издания для народа» Михаила Макаревского (1903 г.) Н. Новгород. 2006. С. 46.

[95] «В трапезной вся посуда была точеная из дерева - чашки, ложки, тарелки». Дивеевские предания. Серафима (Булгакова), мон., Из Саровской жизни. М., 1996. С. 58. «…посуда только деревянная и оловянная». Царевский А. Два дня в Сарове. Очерк из каникулярных наблюдений и впечатлений. // Православный собеседник. Март 1893. С. 163.

[96] Для примера можно привести свидетельства очевидцев. В данном случае говориться о кельи послушника, обстановку в которой очевидец назвал «более чем скромной». К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Священник Петр Поляков. Под сенью благодати. (Из путевых набросков и впечатлений паломника.) М., 2006. С. 212.

[97] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). А.Н. Муравьев. Саровская пустынь. М., 2006. С. 107.

[98] Весьма симптоматичным явился для духовного умонастроения нестяжательства и простоты Сарова и тот факт, что «старшие из братии» Саровской во время управления обителью иеромонаха Ефрема были против постройки отцом строителем нового Успенского собора. К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). А.Н. Муравьев. Саровская пустынь. М., 2006. С. 111. Преподобный Серафим Саровский. Мюнхен-Москва. 1993. С. 19.

[99] Кроме практики отшельничества и затворничества первых пещерных монахов в Саровской пустыни имелись примеры затворничества и позднее. По свидетельству А.Н. Муравьева во времена управления пустынью игумена Исаии II (1842-1858.) он встречался с неким «молодым затворником». К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). А.Н. Муравьев. Саровская пустынь. М., 2006. С. 108.

[100] Саровская пустынь. Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. Составлено по материалам одноименного «издания для народа» Михаила Макаревского (1903 г.) Н. Новгород. 2006. С. 46. Отшельников в пустыни за всю ее историю было, действительно, много; из известных уже перечислим других, также подвизавшихся в Саровском лесу: пустынник Варлаам (ЦГАРМ Ф. 1. Оп. 1. Д. 74. Л. 14.), пустынник монах Трифон (ЦГАРМФ. 1. оп. 1. Д. 851. Л. 125.), пустынник схимонах Лев ((родом из «Московских купцов». ЦГАРМ Ф. 1. Оп. 1. Д. 243. Л. 161.). Архангелов С.А. говорит о последнем как о «знаменитом отшельнике», стоящем рядом с прп. Марком, и иеродиаконом Александром. Архангелов С.А. Старец Серафим и Саровская пустынь. Спб. 1903. С. 193. Далее можно сюда также отнести отшельника и затворника монаха Анатолия. (См. свидетельство о нем в рапорте игумена Иерофея). ЦГАРМ Ф. 1. Оп. 1. Д. 1274. Л. 41.

[101] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Д. Деменков. Саровская пустынь в 1823 году. (Из путевых записок). М., 2006. С. 32.

[102]«Местоположение ея вполне соответствует благочестивому стремлению высокаго духа подвижническаго, требующаго глубокой тишины и ничем не развлекаемаго уединения». Описание Сатисо-градо-Саровской пустыни, выбранное из разных записей и указов, в оной пустыни хранящихся. М., 1866. С. 1. «Находясь в лесном уединении, вдали от шума и соблазнов мирской суеты, Саровская обитель до настоящего времени (1903 г. – авт.) сохранила и высокий строй жизни иноков, и настроение пустыни». Саровская пустынь. Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. Составлено по материалам одноименного «издания для народа» Михаила Макаревского (1903 г.) Н. Новгород. 2006. С. 46.

[103] Царевский А. Саровская пустынь в ея прошлом и настоящем // Православный Собеседник. 1893. С. 266. Говоря о «подвижниках Саровских» дореволюционный исследователь в первую очередь имел ввиду: иеросхимонаха Иоанна, преп. Назария, схимонаха Марка, прп. Серафима.

Начало -1 часть http://siluan-ierom.livejournal.com/91291.html
2 часть http://siluan-ierom.livejournal.com/91403.html
3 часть http://siluan-ierom.livejournal.com/91872.html

Оригинал взят http://monasterium.ru/monashestvo/2013-06-03-11-29-20/ustavnaya-zhizn-bratii-svidetelstva-ochevidtsev-poseshchavshikh-sarovskuyu-pustyn-1-ya-pol-xix-nach-xx-vv-/

Tags: #Саровская пустынь, #монастыри
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments