Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Саровская пустынь. Как жил один из известнейших монастырей. Свидетельства очевидцев. Часть 3.

Уставная жизнь братии. Свидетельства очевидцев, посещавших Саровскую пустынь (1-я пол. XIX – нач. XX вв.)- часть 3.

Иеромонах Павел (Дудоров), преподаватель Ставропольской Духовной семинарии
Примечания - интересные.
[1] Муравьев, Андрей Николаевич, русский духовный писатель, поэт, драматург, церковный и общественный деятель. Интернет ресурс: http://www.bogoslov.ru/bv/text/39148/index.html

[2] По свидетельству А. Царевского в нижнем храме во имя свв. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев (Верхний храм - Преображенский) «ежедневно совершается богослужение; кроме того, в нижний именно храм в течение почти всего года вся братия монастыря собирается ежедневно на вечернее монашеское правило». Царевский А. Два дня в Сарове. Очерк из каникулярных наблюдений и впечатлений. // Православный собеседник. Март 1893. С. 165. см. также Архангелов С.А. Старец Серафим и Саровская пустынь. Спб. 1903. С. 188.

[3] «Короткая» монашеская мантия, если ее надеть, достигает по своей длине до пояса. К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). С.М.А. Поездка в Саров. М., 2006. С. 446.

[4] Здесь автор говорит о молитвенных возглашениях («Господи, помилуй») на повечерии, которые читались чтецом 40 раз. Весьма характерно, что они произносились «неспешно, и с поклонами» (видимо, поясными). Вполне возможно, что в данном случае на подобную традицию произношения повлияло «келейное правило», на котором также «неспешно» проговаривалась каждая молитва Иисусова с земным или поясным поклоном.

[5] Муравьев А.Н. Письма о богослужении. Том 2. М., 1993. С. 32-33.

[6] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Священник Петр Поляков. Под сенью благодати. (Из путевых набросков и впечатлений паломника.) М., 2006.
С. 209.

[7] Муравьев А.Н. Письма о богослужении. Том 2. М., 1993. С. 34.

[8] «Молитвенным духом исполнено и строго выдержанное, задушевное пение, и раздельное, внятное чтение. Вообще богослужение в Сарове производит величественное, глубоко религиозное впечатление». Православныя русския обители. Репринт 1910. Спб. 1994. С. 420.

[9] Царевский А. Саровская пустынь в ея прошлом и настоящем // Православный Собеседник. 1893. С. 270.

[10] Царевский А. Два дня в Сарове. Очерк из каникулярных наблюдений и впечатлений. // Православный собеседник. Март 1893. С. 176-177.

[11] Алексей Александрович Царевский – писатель, сын протоиерея Тамбовской губ., род. в 1855 г. Образование получил в Казанской Духовной академии, где затем занимал кафедры: славянских наречий и истории иностранных литератур, кафедры славянского языка, палеографии и истории русской словесности. Сотрудничал главным образом в журнале Казанской академии «Православном собеседнике». Отдельно изданные главные его труды: «Значение просветительных трудов св. Кирилла и Мефодия в славяно-русской жизни и истории» (1885); «Св. Иоанн Дамаскин как православный богослов и церковный христианский песнопевец» (1891; изд. второе, 1901); «Святая четыредесятница и Страстная седмица» (1893); «Светлое Христово Воскресение и празднование его в Церкви Православной» (1897); и др. Интернет ресурс: http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/13624

[12] Царевский А. Два дня в Сарове. Очерк из каникулярных наблюдений и впечатлений. // Православный собеседник. Март 1893. С. 161.

[13] Царевский А. Два дня в Сарове. Очерк из каникулярных наблюдений и впечатлений. // Православный собеседник. Март 1893. С. 161.

[14] Казанский П. Очерк жизни архимандрита Антония наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1878. С. 9. Сам архимандрит Антоний так выразил собственное отношение к словам уставщика: «Все существо мое прочувствовало эти слова, говорил о. Антоний, и звучат оне доселе во мне всегда, с этой минуты одушевляя меня при чтении церковном. После слов уставщика зачитал я кафизму уже без робости, но весь объятый сознанием высокаго значения чтеца церковнаго – посредника между Господом Богом и молящимися в храме».

[15] Саровская пустынь. Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. Составлено по материалам одноименного «издания для народа» Михаила Макаревского (1903 г.) Н. Новгород. 2006. С. 43.

[16] Описание Сатисо-градо-Саровской пустыни, выбранное из разных записей и указов, в оной пустыни хранящихся. М., 1866. С. 93.

[17] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). С.М.А. Поездка в Саров. М., 2006. С. 444.

[18] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). С.М.А. Поездка в Саров. М., 2006. С. 448.

[19] Стиховна (ο στιχος) – собрание стихир, предваряемых тропарем без запева, поемых или читаемых после сугубой ектении и литии, а иногда и на утрене после канона. Григорий Дьяченко свящ. Полный церковно-славянский словарь. М., 2006. С. 663. Т.о. «стиховну» представляли в современном понимании «стихиры на стиховне», совершаемые на вечерни и на утрени.

[20] Описание Сатисо-градо-Саровской пустыни, выбранное из разных записей и указов, в оной пустыни хранящихся. М., 1866. С. 92.

[21] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). С.М.А. Поездка в Саров. М., 2006. С. 445. См. также ЦГАРМ Ф. 1. Оп. 4. Д. 18. Л. 30об.

[22] Упомянутая практика относится ко времени управления пустынью игуменом Нифонтом. К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Н. Аксакова. Отшельник. 1-ой четверти XIX столетия и паломники его времени. (Из детских воспоминаний о преподобном Серафиме Саровском.) М., 2006. С. 64. Саровская общежительная пустынь. Подробное описание. М. 1908. С. 232. Архив Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского монастыря. № 2855. Краткий месяцеслов, праздничный, с указаниями служб, по уставу Саровской Пустыни. 1915. Смотрите исследование данного архивного памятника в «Богослужебно-уставном аспекте».

[23] Монахи пели старообрядно, «по крюкам»: «Пение в Сарове было совершенно особое, столбовое. Нот не признавали, пользовались крюками». Дивеевские предания. Серафима (Булгакова), монахиня. «Из Саровской жизни». М., 1996. С. 60.

[24] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Д. Деменков. Саровская пустынь в 1823 году. (Из путевых записок). М., 2006. С. 28. Отличительными, самобытными чертами Саровского пения были «безыскуственность, душевность и какая-то хватающая за сердце тихая заунывность». К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Священник Петр Поляков. Под сенью благодати. (Из путевых набросков и впечатлений паломника.) М., 2006. С. 187.

[25] Описание Сатисо-градо-Саровской пустыни, выбранное из разных записей и указов, в оной пустыни хранящихся. М., 1866. С. 91. Саровская пустынь. Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. Составлено по материалам одноименного «издания для народа» Михаила Макаревского (1903 г.) Н. Новгород. 2006. С. 43.

[26] Царевский А. Два дня в Сарове. Очерк из каникулярных наблюдений и впечатлений. // Православный собеседник. Март 1893. С. 161. Особое «крюковое» пение в Сарове действительно настолько поражало слушателей, что впечатление от него могло быть даже и таким своеобразным: «Пели громко, прямо кричали. Напевы держались древние, протяжные, напоминали голос ветра, гулявшего по обширному Саровскому лесу». Дивеевские предания. Серафима (Булгакова), монахиня. «Из Саровской жизни». М., 1996. С. 60.

[27] Описание Сатисо-градо-Саровской пустыни, выбранное из разных записей и указов, в оной пустыни хранящихся. М., 1866. С. 91.

[28] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Священник Петр Поляков. Под сенью благодати. (Из путевых набросков и впечатлений паломника.) М., 2006. С. 187.

[29] Царевский А. Два дня в Сарове. Очерк из каникулярных наблюдений и впечатлений. // Православный собеседник. Март 1893. СС. 161-162.

[30] «...пение Саровской обители, с начала и до конца богослужения, вполне и совершенно овладевают чувствами богомольца и держит их в своей подавляющей власти долго-долго по окончании службы, даже по оставлении богомольцем святой обители». А вот весьма красочное впечатление одного из паломников: «Да... Будто и просто...на мужицкий лад, словно, смахивает, - а за душу так берет, что готов умереть хоть сейчас здесь... Истинно, как среди чинов небесных!..». К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Священник Петр Поляков. Под сенью благодати. (Из путевых набросков и впечатлений паломника.) М., 2006. СС. 188-189.

[31] Протоиерей Серафим Александрович Архангелов. Родился 29 января 1868 г. в с. Никольское-Кобылино Арзамасского у. Нижегородской губ. В 1892 окончил Казанскую ДА, кандидат богословия. Интернет ресурс: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?4_2858

[32] Архангелов С.А. Старец Серафим и Саровская пустынь СПб., 1903. СС. 176, 190.

[33] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). С.М.А. Поездка в Саров. М., 2006. С. 444.

[34] Следует заметить «строгость устава и жизнь братии», очевидцами, посещавшими Саровский монастырь, напрямую ставилась с «высокой степенью духовного совершенства» являвшейся в истории обители: «пустынь сия могла подняться на ту высокую степень духовного совершенства, на которой еще стоит доныне строгостью своего устава и жизнью братии». К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). А.Н. Муравьев. Саровская пустынь. М., 2006. С. 105.

[35] Царевский А. Саровская пустынь в ея прошлом и настоящем // Православный Собеседник. 1893. С. 257.

[36] По свидетельству одного из Саровских насельников к постригу допускали лишь «достойных» и само монашество доставалось по букв. выражению послушника «Большим трудом и потом, как говорится, и кровью. Да иначе и нельзя. Что ж, разве монашество шутка?». К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Священник Петр Поляков. Под сенью благодати. (Из путевых набросков и впечатлений паломника.) М., 2006. С. 214.

[37] Царевский А. Саровская пустынь в ея прошлом и настоящем // Православный Собеседник. 1893. СС. 269, 275.

[38] В жизнеописании иеросхимонаха Иоанна, написанном им в летописи Саровской, автор называл себя так для того, чтобы сокрыть свои подвиги. Смотрите подробно об этом в биографии основателя Саровской пустыни.

[39] Паломники видели в общежительной братии «людей не от мира сего», сумевших подавить в себе греховные страсти. Царевский А. Саровская пустынь в ея прошлом и настоящем // Православный Собеседник. 1893. С. 267.

[40] Вот пример подобных послушаний: раздача сухариков на пустынке преподобного Серафима, «хлебодара», монастырского «вратарника», «пчельника». Чудеса преподобного Серафима в записях монахов Саровской пустыни. М., 2006 г., Дивеевские предания. Зоя Пестова, «Поездка в Саров». М., 1996. С. 348., К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево.
(1823-1927). Д. Деменков. Саровская пустынь в 1823 году. (Из путевых записок). М., 2006. С. 17.

[41] Благоустройство распространялось как на все «пространство внутри монастыря», которое было заполнено в обители «цветниками, палисадниками и изрезано в разных направлениях выстланных гладким плитняком дорожками, так и на лесной бор около обители, напоминавший скорее «единственный в своем роде» «грандиозный парк» благодаря «узеньким просекам», сделанным «в нем по разным направлениям (…) просеки эти, - как пишет А. Царевский, - производят оригинальное и в высшей степени красивое впечатление абсолютно правильных, прямых и для глаза безконечных аллей». Царевский А. Два дня в Сарове. Очерк из каникулярных наблюдений и впечатлений. // Православный собеседник. Март 1893. СС. 160, 154. Все это создает не только «благоприятное впечатление уютности» и «красоты», как пишет автор-очевидец, но и, на наш взгляд, показывает чрезвычайную дотошность и скрупулезность в послушаниях Саровской братии, свидетельствующих о том, что как в духовном отношении (в особенности в богослужении) они стремились все довести до совершенства, так и во внешних делах действовали по тому же принципу и устремлению.

[42] «Послушание поставляется главнейшей обязанностью инока». Саровская пустынь. Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. Составлено по материалам одноименного «издания для народа» Михаила Макаревского (1903 г.) Н. Новгород. 2006. С. 44.

[43] В РГБ Ф. 172. (Московская Духовная Академия) есть указание на то, что Д. Деменков написал свое произведение в кон. 1830 – 1840 гг. Интернет ресурс:http://dlib.rsl.ru/viewer/01004721298#?page=1471

[44] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Д. Деменков. Саровская пустынь в 1823 году. (Из путевых записок). М., 2006. С. 29.

[45] См. гл. 19. «О благочинии при общих и частных послушаниях». Устав общежительныя Сатисо-Градо-Саровския пустыни, преданный основателем и первоначальником оной иеромонахом Исаакием, в схиме Иоанном. М., 1897. СС. 36-38.

[46] Главы 7, 9, 12 особенно подчеркивают запрещение разговаривать братии друг с другом как во время трапезы и после повечерия с правилом, так и во всех остальных случаях, кроме случаев «нужнейших и на общую пользу». Устав общежительныя Сатисо-Градо-Саровския пустыни, преданный основателем и первоначальником оной иеромонахом Исаакием, в схиме Иоанном. М., 1897. СС. 17. 18. 22.

[47] Царевский А. Саровская пустынь в ея прошлом и настоящем // Православный Собеседник. 1893. С. 267.

[48] Фомин С. Свете тихий. Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). Т. 1. М., 1996. С. 396.  «И что характерно, игумен Иерофей был против открытия святых мощей, предполагая, что огромное стечение народа, последующее открытию, нарушит строгую пустынническую жизнь саровских монахов». Дивеевские предания. Серафима (Булгакова), монахиня. «Из Саровской жизни». М., 1996. С. 56.

[49] «По уставу (богослужебному – авт.) иноки много времени посвящают молитве. Богослужение в Саровской пустыни отличается продолжительностью, и подобное ему можно встретить еще только в Киево-Печерской Лавре». Саровская пустынь. Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. Составлено по материалам одноименного «издания для народа» Михаила Макаревского (1903 г.) Н. Новгород. 2006. С. 43. По свидетельству очевидцев, приезжавших в пустынь, отдых для братии обители между службами был «очень не велик» (около полутора часов). Царевский А. Два дня в Сарове. Очерк из каникулярных наблюдений и впечатлений. // Православный собеседник. Март 1893. С. 163.


Окончание 3 части.
Продолжение здесь :http://siluan-ierom.livejournal.com/91986.html

Здесь 1 часть : http://siluan-ierom.livejournal.com/91291.html
Здесь 2 часть : http://siluan-ierom.livejournal.com/91403.html


Оригинал взят : http://monasterium.ru/monashestvo/2013-06-03-11-29-20/ustavnaya-zhizn-bratii-svidetelstva-ochevidtsev-poseshchavshikh-sarovskuyu-pustyn-1-ya-pol-xix-nach-xx-vv-/

Плачущие ангелы Новосибирска – история разрушенных храмов. Часть 2.

ПЛАЧУЩИЕ АНГЕЛЫ НОВОСИБИРСКА – ИСТОРИЯ РАЗРУШЕННЫХ ХРАМОВ. часть 2.окончание.

Андрей Сегеда .Часть 1 здесь:
http://siluan-ierom.livejournal.com/87773.html

Источник: Православие.Fm





Успенская церковь

Церковь Успения Пресвятой Богородицы располагалась на дальнем городском кладбище, где сейчас находится парк Берёзовая роща. Этот парк, как и Центральный, размещён прямо на месте захоронений, многие из которых никуда не стали перемещать.

Сейчас здесь действует новопостроенный Успенский храм, но он расположен не на прежнем месте. Первый Успенский храм находился примерно там, где сегодня находится «Дачная академия» — она же «Городской центр садоводства».

Успенский храм на новом кладбище был воздвигнут в 1925 году. Он также был деревянным со связанной с храмом колокольней.

В 1937 году первый настоятель Успенского храма иерей Илья Копылов был арестован и расстрелян вместе с другими 15-ю верующими. В то же году при храме похоронили первого новосибирского архиерея – митрополита Никифора (Асташевского).

В 1943 году Успенский храм даже ненадолго стал кафедральным – здесь до открытия Вознесенского собора служил митрополит Варфоломей (Городцев). В годы войны при храме собирали средства в Фонд обороны и православная община отдала на борьбу с врагом 1138862 рубля.

В 1961 году власти постановили ликвидировать церковь и кладбище. Храм был разрушен за одну ночь. А в 1968 году здесь появился парк.

Никольский храм новосибирского гарнизона

Воинский храм Новониколаевска был посвящён святителю Николаю Чудотворцу. Он находился на современной Тополёвой улице, приблизительно на месте её пересечения с улицей Воинской.

Второй в городе кирпичный храм построили по типовому проекту военных церквей за 37 000 рублей, выделенных из казны в 1913 году. Освящал храм его настоятель – военный священник Николай Звездин.

В 30-е годы храм был закрыт и переоборудован под клуб. Позже в нём размещались различные организации. Здание храма достояло почти до конца 80-х, когда по распоряжению тогдашнего военного командования было снесено танками и сожжено только ради того, чтобы избежать его возвращения Церкви.

Храм Архистратига Михаила

В селе Усть-Иня, на территории современного Новосибирска, существовал и ещё один православный храм, посвящённый Архистратигу Михаилу.

Старое село было расположено возле железной дороги на Кузбасс, примерно на том месте, где сейчас находится правобережная развязка, ведущая на Бугринский мост с улицы Большевистской.

На этом правобережные храмы заканчиваются и мы переходим к рассмотрению церквей, которые находились на месте Левобережья.

Сейчас неподалёку существует одноимённый храм в здании бывшего кинотеатра, переданного Церкви (Большевистская 229).

Нижнечёмский храм Архистратига Михаила

Архангела Михаила, как и Николая Чудотворца, сибиряки чтут особо. Ещё один храм, также посвящённый начальнику небесных воинств и ныне не восстановленный на прежнем месте располагался в селе Нижние Чёмы. Примерно там в настоящее время находится район ОбьГЭС.

Собственно, на въезде на ГЭС и стоял храм. Как говорят старожилы – приблизительно на том месте, где позже было установлено мозаичное панно «Покорители Оби».

Деревянный храм был построен в 1914 году. В 1935-37 годах его закрыли, а в 1940 передали под клуб. Когда создавали площадку для строительства плотины в 1953 году, храм разобрали совсем, а из его брёвен построили клуб в посёлке Коммуна.

Ныне в районе ОбьГЭС организован мужской монастырь, главный храм которого посвящён Архистратигу Михаилу. От прежнего места он располагается примерно на 150 метров дальше по улице от въезда на плотину.

Храм святителя Николая Чудотворца в городе Обь

Нынешний город Обь можно уже считать скорее частью большого Новосибирска, чем самостоятельным образованием, ведь именно здесь располагается городской аэропорт, а с Новосибирском Обь связывает Транссиб и несколько крупных дорог. Во времена основания Новониколаевска на этом месте Оби располагалось село Толмачёво, а в нём — Никольский храм.

Сегодня в Оби существует храм во имя святого Лазаря Четверодневного, перестроенный из дома священника, бывшего при старом Никольском храме. Тот первый храм во имя святителя Николая Чудотворца не пережил богоборческого периода истории.

Построенный в 1910 году, он располагался на месте нынешней котельной при школе — как раз напротив храма святого Лазаря и поначалу был приписным к Никольскому храму села Кривощёково о котором будет сказано ниже.

В 30-е годы Ни кольский храм в Толмачёво был закрыт и передан под клуб, а впоследствии снесён.

Никольский храм села Кривощёково

Согласно современным изысканиям краеведов, село Кривощёково располагалось на левом берегу Оби непосредственно у реки примерно там, где сейчас находится железнодорожная насыпь и котлован, вырытый в период строительства Октябрьского моста.

Кривощёковская церковь была самой древней на территории теперешнего Новосибирска. Она появилась в селе ещё в 1824 году. А спустя 60 лет местные жители решили обновить и расширить её.

В качестве проекта собирались использовать типовой план №10 из альбома Высочайше утверждённых в 1849 году чертежей, но сохранившиеся обмеры 1893 года показали, что церковь была выполнена по другому оригинальному проекту.

Так выглядел Никольский храм Кривощёкова согласно рисунку-реконструкции:

Приход Никольской церкви был очень крупным. Он включал в себя несколько окрестных деревень, имел приписные церкви и на 1911 год составлял 7355 человек.

В 1894 году, при прокладке Транссиба, Свято-Никольская церковь попала в полосу отчуждения железной дороги, как и многие другие кривощёковские строения. Строители моста аккуратно разобрали её и перевезли в деревню Бугры, которая с этого момента стало селом.

Возле насыпи на станции Левая Обь сохранилось возвышение с остатками каменного фундамента, скорее всего принадлежавшего именно Никольскому храму. Учитывая то, что фундамент отстоит от насыпи на приличном расстоянии, возможно, храм мог бы оставаться на прежнем месте и не мешать строительству.

Кривощёково с потерей храма начало постепенно исчезать: часть жителей переселилась за реку в Новониколаевск, часть в Бугры, а часть в окрестные деревни. Этому способствовало не только строительство дороги, но и несколько лет обильных половодий, топивших ближайшие к воде постройки.

Деревня Бугры, куда переместился Никольский храм, располагалась совсем не там, где вы могли бы подумать — в районе Бугринской рощи, а значительно ближе к центру левого берега примерно в районе улицы Тульской — это в частном секторе неподалёку от крупных Немировича-Данченко и Ватутина.

В селе Бугринском церковь расположилась примерно в начале нынешней Тульской улицы и действовала до 1930-х годов, когда была закрыта и переоборудована в колонию. В 40-е годы храм сгорел и теперь на его месте пустырь.

Уцелели только дома священников, которые со временем были переоборудованы в Психиатрическую больницу №6 по адресу Тульская 83.

Храм при школе в селе Малое Кривощёково

Последний храм на левом берегу располагался в селе Малое Кривощёково. Сейчас на улице Прокопьевская, находящейся примерно на месте тогдашнего села, существует остановка «Малое Кривощёково», напоминающая о нём.

Кому был посвящён храм установить не удалось, однако известно. что он был построен при местной школе в 1916 году. Этот храм был довольно маленьким, о чём свидетельствует как небольшая сумма, которой хватило на его строительство (3000 рублей), так и срок постройки, составивший всего три месяца.

Послесловие

На этом можно завершить экскурс в историю разрушенных храмов Новосибирска, но хочется сказать ешё несколько слов о метафизике.

Господь сотворил для нас этот мир и всё что в нём. Сотворил и отдал нам в дар и пользование.

Когда мы строим Богу храмы, мы делаем это не для него, а скорее для себя. Это места, которые мы забираем из хозяйственного оборота ради того, чтобы показать Богу серьёзность наших намерений, нашу сыновнюю любовь и благодарность. Любовь и благодарность за ежедневно подаваемые нам блага. Именно поэтому каждый город на Руси начинался с храма.

Если уж мы не можем сейчас восстановить разрушенные святыни, на которых продолжают пребывать посланные Богом ангелы, то городским властям следовало бы как минимум отметить эти места мемориальными табличками, чтобы в народе не исчезала память об истории нашего города и его сакральных мест. Такую мысль неоднократно высказывал новосибирский историк-краевед Евгений Александрович Шабунин, оказавший большую помощь в написании этой статьи и автор присоединяет к его голосу свой голос.

В ныне разрушенных церквях молились наши предки, а в церковных оградах были похоронены многие основатели города, которые, несомненно, достойны народной памяти.

1 часть здесь: http://siluan-ierom.livejournal.com/87773.html


Андрей Сегеда

Источник: Православие.Fm

1 октября 2016 г.

http://www.pravoslavie.ru/97492.html

Плачущие ангелы Новосибирска (Новониколаевска)– история разрушенных храмов. Часть 1.

ПЛАЧУЩИЕ АНГЕЛЫ НОВОСИБИРСКА – ИСТОРИЯ РАЗРУШЕННЫХ ХРАМОВ

Андрей Сегеда

Источник: Православие.Fm





Ангелы при святыне

В патерике VI столетия «Луг духовный», составленном блаженным Иоанном Мосхом приведена следующая история одного из раннехристианских святых аввы Леонтия:«Однажды в воскресный день я пришел в церковь для приобщения Святых Тайн. Войдя в храм, я увидел Ангела, стоящего по правую сторону престола. Пораженный ужасом, я удалился в свою келлию. И был голос ко мне: «С тех пор как освящен этот престол, мне заповедано неотлучно находиться при нем».

Православное Предание гласит, что ангел-хранитель даётся не только каждому новому члену Церкви, но и каждому новоосвящённому храму. Этот ангел предстоит перед престолом Всевышнего и молится о каждом, кто посещает богослужения в этом храме и приносит Богу сердце, наполненное радостями или скорбями.

Ангел храма радуется и ликует, если во вверенной ему церкви во множестве собирается народ, чтобы восславить Господа. Он же скорбит и плачет, если храм пустеет или подвергается поруганию и разрушению.

Однако, даже в случае уничтожения святыни ангел храма не покидает отведённого его попечению престола, надеясь что когда-либо на месте разрушенного храма восстанет новый, и он сможет соединить свою молитву к Богу с молитвой благочестивых прихожан.

История города

70 лет на русском народе лежала пелена богоборческого помешательства. Когда он сумел скинуть её с себя, то обнаружил, что в буйстве своём оставил по всему нашему Отечеству тысячи и тысячи мест, где на развалинах древних храмов плачут о нём ангелы. Возможно, именно этот их плач и привёл его в чувство…

Новосибирск тоже не минула печальная участь закрытия и сноса церквей. Прошло уже больше четверти века с тех пор, как Церковь на сибирской земле стала возрождаться, но многие раны на её духовном теле зияют до сих пор и требуют, если не исцеления, то хотя бы внимания и памяти. Этим и обусловлен нижеследующий рассказ.

До 1925 года наш город назывался не Новосибирском, а Новониколаевском – в честь святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца. Город возник при строительстве Транссибирской магистрали на правом берегу Оби и поначалу почти полностью умещался на территории современных Железнодорожного и Центрального районов. Сам посёлок зародился ещё в конце XIX века, а вот статус города получил лишь в конце 1903 года.

Молодой Новониколаевск был окружён другими населёнными пунктами – сёлами и деревнями, некоторые из которых со временем вошли в его состав, а некоторые так и остались пригородами. Современное Левобережье тоже появилось не на пустом месте – здесь находились несколько сёла Кривощёково и Толмачёво, деревня Бугры и другие населённые пункты.

Рассматривая историю нашего города и его разрушенных храмов, мы будем ориентироваться на современные границы Новосибирска, а помимо православных храмов вспомним и о католическом костёле святого Казимира.

До переименования в Новониколаевске было построено восемь православных храмов, один костёл и одна мечеть. Из них только три храма – Вознесенский кафедральный собор, Александро-Невский собор в начале Красного проспекта и Покровская церковь, находящаяся за кинотеатром им. Маяковского, дожили до наших дней.

В начальный период истории города почти все Новосибирские храмы, как и большинство других городских строений, строились из дерева, как относительно дешёвого материала. Богатых каменных храмов было всего три: Александро-Невский собор, Свято-Никольская церковь новосибирского гарнизона и костёл святого Казимира строились из кирпича.

Пророко-Данииловская церковь

Первой, как и следовало ожидать в посёлке, возникшем при железной дороге, была освящена вокзальная церковь. Её построили в 1898 году и посвятили ветхозаветному пророку Даниилу.

Пророко-Данииловская церковь была сооружена на средства фонда имени императора Александра III из дерева со связанной колокольней и в плане имела форму креста. Церковь была двухпрестольной. Первый был освящён во имя пророка Даниила, а второй в честь Преображения Господня. В 1911 году приход Пророко-Данииловского храма состоял из более чем 6400 человек, а на его территории размещалось 7 школ (классов).

Интересно, что привокзлальный храм никогда не входил в состав Новониколаевского городского благочиния, а был приписан к особому благочинию железнодорожных церквей.

В 20-е годы храм был отдан раскольникам-обновленцам, а уже в 1925 году закрыт и, как «мешающий движению транспорта и благоустройству города», пущен на дрова.

Сейчас на месте Пророко-Данииловской церкви находится жилой дом на углу улиц Ленина и Челюскинцев справа от привокзальной площади.

Костёл святого Казимира

Этот католический храм располагался на месте современного ЦУМа. Собственно, ради его строительства он и был снесён в 60-е годы XX века.

Не все знают, что в начале истории Новониколаевска из почти 60 000 его жителей минимум 4 000 составляли поляки – ссыльные и потомки ссыльных поселенцев. В 1909 году они построили себе основательный кирпичный храм.

Позже католическую общину костёла пополнили военнопленные, вывезенные в тыл с Западного фронта в период Первой мировой войны.

Как и православные храмы, костёл святого Казимира был в 30-е годы закрыт на волне борьбы с религией. В нём до 60-х годов, когда он был снесён, размещались различные светские учреждения.

Кладбищенский храм Воскресения Христова

Воскресенский храм был построен в 1907 году на тогдашнем городском кладбище, которое занимало территорию современного Центрального парка, стадиона «Спартак» и, частично, Центрального рынка. К слову, при перепланировке парка не все останки были надлежащим образом перезахоронены. Многие из них так и остаются где-то там, под прогулочными дорожками и аттракционами…

Скромная деревянная кладбищенская церковь поначалу была приписана к Александро-Невскому собору, а в 1913 году, когда город разросся, стала самостоятельным приходом. Располагалась она, если встать спиной к театру Музыкальной комедии в центре парка, примерно за эстрадой, левее ведущего к театру входа в парк.

Интересно, что первым настоятелем кладбищенского храма стал весьма деятельный священник Михаил Безсонов, который организовал при нём общество трезвости, а по городу — размещение социальной рекламы, пропагандировавшей нравственный образ жизни.

Во время Первой мировой войны храм посещали многие военнопленные из находящегося в городе (примерно на месте ТРЦ «Аура») лагеря.

К концу 20-х город разросся настолько, что кладбище было решено переместить, а церковь закрыть. Сделать это удалось с трудом, так как община храма организовала масштабные общественные протесты. Храму «придали гражданский вид», сбив кресты и купола, а внутри разместили городской планетарий, просуществовавший здесь до пожара 1971 года, после которого остатки здания разобрали.

Богородице-Казанская церковь

Этот храм был освящён в то же 1907 году, что и храм Воскресения Христова. Он располагался за рекой Каменкой в районе современной улицы Восход, почему иногда также назывался Закаменским. Местные жители промышляли в основном сезонной работой и Закаменский район считался беднейшей частью Новониколаевска.

В плане Казанский храм имел традиционную форму креста, со связанной колокольней. Это единственный храм в городе, первоначально обладавший матерчатым иконостасом (как наиболее дешёвым).

Интересный факт: как и большинство других храмов города, Богородице-Казанский храм освящался иерейским чином (из-за обширности тогдашней епархии). Освящал его в 1908 году благочинный Новониколаевска протоиерей Николай Завадовский.

В 20-е годы храм был отдан обновленцам, а в 1939-м закрыт и ограблен. Позднее власти не нашли ничего лучше, как разместить в священном здании кинотеатр «Октябрь».

В 1983 году церковь обветшала и её снесли. Теперь на её месте расположен «Бизнес-центр на Восходе». Как и во многих других местах, ничто, даже мемориальная табличка, не напоминает жителям города о том, что здесь когда-то молились Богу люди…
Продолжение следует, в следующем посте - здесь: http://siluan-ierom.livejournal.com/87830.html



Андрей Сегеда

Источник: Православие.Fm

1 октября 2016 г.

http://www.pravoslavie.ru/97492.html

Отважный священник - часть 2.



ОТВАЖНЫЙ

О жизни, смерти и миссионерском служении священномученика Пимена (Белоликова) .часть 2

«Мне стало стыдно за мою самооценку»

Пермская духовная семинарияПермская духовная семинария

В 1911 году он вернется. В этом же году к Православию присоединились халдео-католики и несториане из сел севернее Урмии, позже – ассирийцы-горцы, живущие на границе с Турцией. Велась подготовка к присоединению самого несторианского патриарха Мар-Шимун Беньямина вместе с паствой. В 1913 году у миссии было 36 православных храмов, училище, свыше 60 церковно-приходских школ с общим количеством учащихся до 2000 человек. Но тут грянула война…



Collapse )

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Иконография Праздника.

Оригинал взят у mila_lova в Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Иконография Праздника.




Преображение (часть темплона)
Век:XII. Место создания: Египет. Место хранения: Монастырь Св. Екатерины на Синае

Collapse )

Исторический парк, подготовленный под руководством владыки Тихона (Шевкунова). Москва.

Оригинал взят у nastyono4ka в Вы бывали в интерактивном парке?
Мы на прошлой неделе побывали в Историческом Парке "Россия - моя история". Располагается она в 57-м павильоне ВДНХ (мы под дождем потерялись по дороге туда).
Для первого посещения были выбраны "Рюриковичи".
За два часа успели посмотреть только часть выставки. Конечно, большую часть, но времени не хватило. И есть огромное желание вернуться.


Collapse )

Преображенский собор в Санкт-Петербурге.

Оригинал взят у vittasim в Преображенский собор в Питере
Вся история храма во имя Преображения Господня неразрывно связана с боевой славой и победами России в XVIII и XIX веках. В 1726 году императрица Екатерина I приказала застроить местность, где ныне находится Преображенский собор, деревянными казармами «для лучшего», как сказано в указе, «плезира в першпективе Литейной и для всякаго случая в нужде в солдатах». По Высочайшему повелению, здесь стал квартировать старейший в русской армии лейб-гвардии Преображенский полк, а местность получила название Преображенских слобод.


Collapse )

Новая книга о недавнем прошлом -"Апостасия"

АПОСТАСИЯ



В издательстве Сретенского монастыря вышел роман Людмилы Разумовской «Апостасия».

  

О русской катастрофе — революции 1917 года — и ее причинах написано так много… и все равно остаются тайны. Тайна отречения государя. Тайна Божественного Домостроительства. Тайна России... Книга «Апостасия» написана о времени до- и послереволюционном. Ее вымышленные герои живут и действуют наряду с историческими персонажами в едином потоке социальной, общественной и художественной жизни. История главных героев прослеживается от юности практически до конца, и это дает возможность увидеть судьбу человека не только в ее борении со страстями или жизненными обстоятельствами, но и в ее духовном становлении и росте. Опыт, который пережил наш народ, наша страна, нуждается во все более глубоком, вдумчивом и непрестанном осмыслении. Мы не имеем права забывать о духовном предназначении нашего земного Отечества, о том Промысле Божием, который призвал из языческого времени — в вечность Святую Русь, и о том, и что в каждом из нас, кто сознает себя причастником земли Русской, хотим мы этого или не хотим, заключена ее невидимая частица.

«Как давно замечено, единственный урок истории состоит в том, что люди не учитывают ее уроков. Новая книга Людмилы Николаевны Разумовской направлена против непреложности и окончательности этого невеселого вывода. Именно уроки русской истории на одном из самых крутых и смертельно опасных ее витков (революции 1905 и 1917 годов, Первая мировая война, их многоразличные причины и грандиозные по своему трагизму и судьбоносности следствия) стали основ ой романного сюжета и главным предметом глубоких размышлений и переживаний автора. Прослеживая, шаг за шагом, жизненные пути главных героев и других многочисленных персонажей книги, вымышленных и реальных, читатель постепенно начинает замечать, как много поразительных параллелей существует между тем временем и нашими днями... “Сейчас уже гораздо позже, чем нам кажется”, — предупреждал в конце XX века известный православный подвижник американского происхождения иеромонах Серафим (Роуз). И вот наступил XXI век с его глобальной нестабильностью и ошеломляющей стремительностью событий. Необходимо отчетливо осознать, что никакого времени и права на повторение прежних ошибок у нас нет. Вот почему так важно всмотреться в “дела давно минувших дней” и наконец как следует понять и непременно учесть их уроки. Как представляется, именно с такого рода мыслями, ради таких целей и задач Людмила Разумовская взялась за перо. Она решилась вновь поднять и осмыслить огромный и сложнейший исторический материал, изученный и малоизвестный, причем стремилась организовать его так, чтобы у читателя возникло ясное, цельное и правдивое представление о сути происходившего тогда (а значит, и происходящего сегодня)». — Пишет доктор культурологии, доцент Института истории Санкт-Петербургского университета О. Б. Сокурова.

Русский драматург и прозаик Людмила Николаевна Разумовская родилась 2 февраля 1949 года в Риге. Окончила в 1974 году Ленинградский Театральный институт (факультет театроведения) и в 1979 году Высшие театральные курсы в Москве. Первая пьеса — «Дорогая Елена Сергеевна» (о трудных подростках) — имела огромный успех. Во всех последующих пьесах автор также обращается к актуальным социально-нравственным и психологическим проблемам, и в конце восьмидесятых Л.Н. Разумовская становится одной из самых популярных драматургов в стране.

О своем творчестве Людмила Николаевна говорит: «Для меня художественность ценна не сама по себе, но только тогда, когда в глубине ее, в основании, в самой ее ткани лежит христианское миросозерцание, духовная истина. Мы стоим перед выбором: кто мы? кем себя осознаем? Кому служим? Без ясного ответа на эти вопросы все наше творчество может оказаться не только не спасительным (о спасении творчеством говорил Бердяев еще в 1926 году), но и явно вводить в соблазн и погибель».

Л.Н. Разумовская — лауреат премии Российского авторского общества «Северная Пальмира», «Петрополь», имени Сергея Нилуса.

Ранее в издательстве Сретенского монастыря вышел роман Людмилы Николаевны Разумовской «Русский остаток».

Содержание

Была бы жива Россия…

Пролог

Часть первая

Часть вторая

Часть третья

Эпилог

Книгу можно приобрести:

На сайте оптовых продаж издательства Сретенского монастыря

В книжном магазине Сретенского монастыря (Москва, Лубянка, 17, тел.: +7 (495) 623-80-46)

В интернет-магазине «Сретение»


29 августа 2016 г.

http://www.pravoslavie.ru/96498.html

Кашин - город русского сердца, часть 1

Оригинал взят у marisha_amber в Кашин - город русского сердца, часть 1
DSC_0267.jpg
1.
В Кашин мне хотелось давно, друзья его описывали как один из самых живописных городов, в силу того, что река здесь делает многочисленные петли внутри города. Вид сверху, кстати, совершенно удивительный, река Кашинка рисует в центре города сердце! Спасибо огромное Денису, благодаря которому у меня появилась возможность туда съездить, да еще в приятной компании)
Кашин - город древний, один из древнейших городов Тверской земли. Первое упоминание о нем относится к 1238 году, а дата основания города неизвестна. Несмотря на зависимость от Твери город чеканил свою монету, был крупным торговым и ремесленным центром. В 18 веке кашинские купцы поднялись на обеспечении петровской армии оружием и провиантом. В городе появилось много каменных домов и церквей. Кашинские купци славились набожностью и охотно жертвовали деньги на строительство храмов. Долгие годы Кашин был зажиточным, купеческим городом, только в 19 веке наметился экономический спад.
Вид на Кашин - "город русского сердца" с высоты.

Collapse )

Отцы-настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря (Тверская область).

Отцы-настоятели Краснохолмского
Николаевского Антониева монастыря

Автор: Н. ТАРАСОВА,
историк, г. Санкт-Петербург, статья "Свет миру".

«Свет монахам – ангелы, а свет для людей - монашеское житие», - говорил святой Иоанн Лествичник. Но зачастую мы крайне мало знаем о тех, чья земная жизнь целиком ориентирована на Бога, является непрестанным Ему предстоянием (митрополит Илларион (Алфеев)), не всегда даже знаем мы их имена.

Монастырь - место, где открывается путь отвержения от мира, раскрывается евангельский образ жизни, где в полной мере реализуются слова Спасителя: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф., 19: 21). Двери монастыря всегда открыты для приходящих, но мы приходим и получаем готовую благодать, которая уже сошла на место непрестанных монашеских подвигов и молитв.
На Краснохолмской земле есть такое место уединенного подвига, молитвы и благочестия, место Евангельского совершенства, освященное древностью. В 1461 году – 555 лет назад - в живописнейшем месте при слиянии двух рек Могочи и Неледины вблизи современной деревни Слобода Краснохолмского района Тверской области, в 5 км от районного центра - города Красный Холм, неким Антонием, «священноиноком пустынножителем старцем», пришедшем «изъ страны, нарицаемыя человеческими глаголы Белозерския» (монастырский «Летописец»), было положено начало Николаевскому Антониеву монастырю. Именно пустынное житие в молитве и подвигах, действенное осуществление монашеского идеала «отвержения от мира», по мнению автора «Летописца», позволило Антонию стать «богоугодным пустынножителем» и «богоподвижным отцом», который собрал братию, построил первую церковь (Николая Чудотворца), заложил духовные основы будущего монастыря, основав в Бежецком Верхе первый и долгое время остававшийся единственным монастырь.
Монастырский «Летописец», помимо преподобного Антония, называет имена еще пяти настоятелей, но монастырский синодик знает их гораздо больше. Краснохолмский игумен Анатолий (Смирнов), изучая древние и поздние документы архива своего монастыря («Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря…», Тверь, 1883 г.), восстановил имена 75 настоятелей. Но мы сегодня имеем возможность назвать имена 80 настоятелей, хотя реальных управителей монастыря насчитывается 86 человек (настоятели (80), управители (6)). К сожалению, из всего числа известных сегодня по именам настоятелей Краснохолмской обители лишь о нескольких имеются биографические сведения (наиболее полно известна биография только одного игумена - Анатолия (Смирнова) (1869 – 1899), восстановленная нами по архивным и публицистическим материалам - Гусева С. В., Тарасова Н. П. Архимандрит Анатолий (Смирнов) - настоятель Краснохолмского Николаевского Антониева и Троицкого Калязина монастырей - церковный деятель XIX в. // Преподобный Макарий Калязинский - святой заступник земли Русской / Сборник докладов Первых Макарьевских Калязинских чтений. Калязин - Тверь, 2014. С. 90 - 100.), о некоторых собраны скупые биографические данные.
Первые настоятели выбирались из числа братии монастыря, о них ничего не известно, многие из них нашли покой у стен Никольского монастырского собора (археологами в 90-х гг. ХХ века было обнаружено около 10 древних погребений). В XVI – XVII вв. настоятелями становились как монахи из числа братии (условно 35), так и начинавшие свой духовный путь в Тверских (достоверно известно о 14) или Новгородских (достоверно известно об 11) монастырях. В XVIII – XIX вв. назначение и смещение с должности настоятеля становится делом обыденным, расширяется география переводов в Антониев монастырь – Петербург (2), Можайск (1), Тула (1), Белёв (1), Калуга (1), Полоцк (1), Вологда (1), Каргополь (1), Устюг (1), Томск (1).
Основателем монастыря является белозерский (монастырь, из которого он пришел, неизвестен) старец-священноинок Антоний, известный сегодня как преподобный Антоний Краснохолмский (1461 – 1481). Первый игумен монастыря – его приемник Герман (1482 – около 1493). Монастырский «Летописец» называет имя одного старца-подвижника – Вонифатия. Игумен Анатолий (Смирнов) называет имя одного монастырского схимника - Дионисия (1631 – 1635). Наиболее известный настоятель - Иоасаф II (1647 – 1654), который в 1667 году был избран 8-м патриархом Московским и Всея Руси. Но нам думается, что в Николаевском Антониевом монастыре подвижников монашеского благочестия было гораздо больше.
Перечень настоятелей Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря в печатном варианте публикуется впервые (электронная версия - http://www.tver-antonievmon.narod.ru/monfales/Fales/persona2.htm).
Преподобный Антоний – основатель монастыря (1461 – 1481); Герман (1482 – около 1493) – первый игумен; Паисий I (1494 – начало XVI в.); Вонифатий (после 1520) – старец-подвижник; Макарий; Арсений; Игнатий (40-е годы XVI в.); Иоасаф I (около 1548) – Троицкий игумен (1555 – 1560 гг.), предположительно, епископ Вологодский и Пермский (1560 – 1570 гг.); Варфоломей (прежде 1558); Иннокентий; Паисий II (до конца 1563); Иона I; Паисий III (с 1572 года); Александр (1574 – 1581; 1583 – 1585); Феодосий (1582, 1591 (?)); Иоаким (1585 - 1587); Константин (1587 – 1591, 1593); Ксенофонт (1598); Иосиф I (1602 – 1606); Кирилл (1607 – 1613); Иона II (1614 – 1627) - с его настоятельством связано начало возрождения монастыря после польско-литовского разорения; Варсонофий (1627 - 1629); Дионисий (1631 – 1635) – схимник; Иона III (1635 - 1639) – духовник «великой государыни» инокини Марфы Ивановны Романовой; Сильвестр (1640 – 1641); Никандр (1642 – 1646); Нифонт (1646 – 1647); Иона IV (1467); Иоасаф II (1647 – 1654) – 8-й патриарх Московский и всея Руси (1667 – 1672 гг.); Никон (1655 – 1657); Боголеп (1658 – 1662); Аврамий (1663 – 1670); Иоасаф III (1671 – 1675); Сергий (1675 – 1680) – предположительно, архиепископ Тверской; Варлаам (1680 – 1682); Филарет (1682 – 1683); Паисий IV (1683 – 1687); Харалампий (1687 - 1690); Иосиф (1690 – 1701) – первый архимандрит; Адриан (1702 – 1703); Иосиф (1703 – 1714); Тарасий (1714 – 1715); Иоанникий (1716); Серафим I (1717 – 1724); Макарий (Молчанов) (1727 – 1737); Венедикт (Коптев) (1738 – 1739); Иосиф (Арбузов) (1741 – 1742); Сосипатр (1742 – 1743); Митрофан (1743 – 1747); Игнатий (Кременецкий) (1748 – 1751); Иосиф (1751 – 1756); Виссарион (1756 – 1759); Варсонофий (1759 – 1761, 1767 – 1774); Марк, архимандрит (1761 – 1767) - при нем монастырь был включен в число штатных монастырей второго класса; Иларион (1774 – 1791); Макарий (Новоникитский) (1791); Сергий (Клоков) (1791 – 1795) - известен своим переводом с греческого «Слов» Григория, епископа Неокесарийского; Мелетий (1795 – 1799); Феофан (Некрасов) (1800 - 1801); Нектарий (Верещагин) (1801 – 1804, 1808 - 1809); Агапит (Скворцов) (1804 – 1806); Анатолий (Связев) (1806 - 1808); Феоктист (Громцов) (1809 - 1811); Серафим II (Муравьев) (1812 - 1816); Иоасаф (1816 – 1829); Петр (Владимирский) (1829 – 1832); Серафим III (1833 - 1836); Павел (Алимпиев) (1836); Виктор (Лебедев) (1837 - 1839); Амфилохий (1839 – 1843); Паисий (1843 – 1853); Иннокентий (Одинцов) (1853 – 1861); Антоний (Диевский) (1861 – 1864); Виктор (Гумилевский) (1864 - 1869); Анатолий (Смирнов), игумен, архимандрит (1869 – 1899) – первый историограф монастыря, единственный, после прп. Антония, управлявший монастырем на протяжении 30 лет; Рафаил (Трухин) (1899 – 1901) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (90-е гг. XIX в.); Павел, строитель, игумен (1902 – 1907); Афанасий, архимандрит (1908 – 1909); Филарет (Денисов), архимандрит (1909 – 1914); Иоанн (Гречников), игумен (1914 – 1920) – последний игумен монастыря, дальнейшая судьба которого после 1918 года неизвестна.

Автор: Н. ТАРАСОВА,
историк, г. Санкт-Петербург.


http://selskaya-nov.info/article/109738/